Как проработать детские психологические травмы: отработать, вылечить

Три психологические техники для лечения детских травм

Последствия детских психологических травм часто продолжают сказываться и во взрослом возрасте и даже могут передаваться следующему поколению. Пережитые в детстве издевательства, насилие, тяжелые потери или пренебрежение со стороны родителей повышают риск развития зависимостей, депрессивных расстройств и других психических проблем. О том, как с этим можно справиться, рассказывает психиатр Дэвид Сэк.

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Дэвид Сэк (David Sack) — психиатр, главный врач сети реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых Elements Behaviour Health. Подробнее на его сайте .

Когда ребенку пора к психологу?

Тревога, приступы ярости, ночные кошмары, проблемы в школе или со сверстниками… Все дети, как когда-то их родители, проходят непростые этапы развития. Как отличить мелкие трудности от настоящих проблем? Когда набираться терпения, а когда беспокоиться?

Экстраверт? Интроверт? Амбиверт!

Они любят бывать в компании, но не прочь вечером посидеть дома с книжкой. Они не любят долго находиться в центре внимания, но охотно могут поддержать светскую беседу. Они — амбиверты. И возможно, среди нас их не так уж мало.

Как проработать детские психологические травмы

Как проработать детские психологические травмы, знает не каждый родитель, который хочет помочь ребенку. Редко удается самостоятельно справиться с проблемой. Причина может быть любой, выявляет ее психолог либо врач – психиатр или психотерапевт.

Используй поиск

Как проработать детские психологические травмы

Детские травмы проявляются не только у малышей, но и у взрослых. Они с детства мешают жить пациенту, делают его скованным, боязливым. Терапия пациента складывается поэтапно.

Она происходит совместно с психологом, психотерапевтом, родственники, друзьями:

  1. Научиться любить самого себя, как личность. Человек должен заботиться о себе, проявлять благосклонность. Даже если были совершены ошибки, их прощают, учатся жить дальше.
  2. Общение. Пациент должен выходить в общество, не оставаться в одиночестве. Знакомятся с новыми людьми, с которыми складываются дружеские или любовные отношения. Оба варианта идут на пользу.
  3. Принимать помощь от близких. К ним относятся родители, семья, друзья, посторонние люди. Многие из них хотят помочь справиться со сложившейся ситуацией, поэтому уделяют внимание пострадавшему.
  4. Отвлекаются. Занимаются любимым делом: рисование, вышивка, езда на машине, просмотр кинофильмов. Они помогают отвлечься, особенно когда пациент остаётся в одиночестве.
  5. Сеансы у психолога или психотерапевта. В первом случае специалист помогает справиться с трудными воспоминаниями, влияющими на жизнь. К психотерапевту обращаются при тяжелой травме, меняющей психику. Психотерапевтические сеансы помогают устранить последствия пережитой травмы.
  6. Посещение групповой терапии. На ней пациенты рассказывают о собственных переживаниях, связанных с произошедшими событиями. Пострадавший может почерпнуть для себя полезную информацию, научиться сопереживать другим людям.
  7. Седативные вещества. Если состояние человека не тяжелое, пьют легкие седативные средства (Новопассит, Афобазол). При тяжелых состояниях используют сильные седативные, снотворные лекарства, транквилизаторы. Их отпускают по рецепту психотерапевта. Лекарство применяют в строгой дозировке и прописанным курсом, иначе произойдет передозировка, угрожающая жизни и здоровью.

Пациент может самостоятельно определить для себя наиболее подходящий метод. Рекомендуется выбрать несколько из них, чтобы достичь результата.

Помимо отвлечения от ситуации, обязателен поход к врачу. С помощью опроса выявят причину состояния. На сеансах хороший врач поможет устранить проблему. Если состояние пациента перевозбужденное, назначают седативные средства.

Алкоголизм, наркомания – как способ уйти от психотравм

Если травма, психологическое расстройство были получены в детском возрасте, воспоминания давят на психику пациента. Он пытается забыть произошедший случай, который смог его травмировать, поэтому начинает употреблять вещества, затуманивающие сознание.

К ним относятся:

  • легкие или тяжелые наркотики;
  • алкоголь.

Оба вещества проникают в головной мозг, вызывая повреждение нейронов. Постепенно ухудшается не только психическое, но и физическое состояние. У человека появляется болезнь (гепатит, цирроз, почечная и сердечная недостаточность, нейропатия).

После принятой дозы алкоголя и наркотиков сознание человека затуманивается, он перестает вспоминать о негативном происшествии, насилии. Он не чувствует себя одиноко, тревожно. На самом деле, депрессия нарастает, потому что повреждаются клетки головного мозга.

Единственный способ устранить проблему – обратиться к врачам. Проходят лечение у нарколога и психиатра.

Тест на психологическую травму

Психотравма – нарушение психоэмоционального состояния после пережитого потрясения. Причина может быть в физическом или психическом насилии, негативном чувстве, смерти близкого.

Благодаря тесту психолог может выявить наличие травмы, но определить причину можно только при помощи опроса пациента. Узнают о его отношениях с родителями, друзьями, близкими. Выявляют его отношения с людьми во время обучения в школе и в высшем учебном заведении. Негативные действия близких и посторонних людей могут повлиять на психику.

Врач последовательно задает пациенту вопросы, согласно тесту.

  1. Насколько увеличилось или уменьшилось количество друзей по сравнению с прошлым годом?
  2. Есть ли чувство вины за пережитые события?
  3. Возможно ли применение физической силы при появлении обидчика?
  4. Приводят ли воспоминания о прошлом в печаль, негодование, расстройство?
  5. Способность или отсутствие возможности вступать в близкие контакты с противоположным полом.
  6. Качество ночных сновидений, появление кошмаров. В каком настроении просыпается пациент?
  7. Наличие или отсутствие мыслей о суициде при воспоминании о прошлом.
  8. Способность испытывать эмоции или их отсутствие.
  9. Бывают ли вопросы к самому себе, почему человек все еще жив, а близкие ему люди мертвы?
  10. Бывают или нет негативные воспоминания о прошлом?
  11. Отсутствие или наличие резкого упадка сил без видимой причины.
  12. Трогают ли пациента моменты, при которых остальные люди плачут, смеются, испытывают другие эмоции?
  13. Существование или отсутствие фантазий, вызывающих у пациента страх, негодование и другие отрицательные эмоции.
  14. Трудно или нет работать продолжительное время?
  15. Возможность или отсутствие сосредоточенности.
  16. Возможность появления беспричинного плача, резкого изменения настроения.
  17. Существование запуганности, страха от собственных мыслей и желаний.
  18. Как пациент реагирует на резкий шум?
  19. Невозможность рассказать посторонним людям или близким о действии пациента, которое он предпринял в прошлом.

На эти вопросы и утверждения отвечают утвердительно, отрицательно или сомнительно. По результатам тестирования врач определяет нормальность или отклонения в функционировании психики. Если сомнителен только 1 ответ, это не говорит о наличии психологического потрясения.

Важен индивидуальный подход, близкий контакт с пострадавшим, разговор. По появившимся симптомам психолог предполагает диагноз в виде психотравмы. Чтобы выяснить причину, которая могла травмировать, проводят беседу, выявляя переживания, эмоции.

Психологические травмы подростков в школе

У большинства людей психотравмы возникают в школьный период.

В это время появляется большая нагрузка на эмоциональное состояние по следующим причинам:

  • появление нового коллектива, который бывает не сплоченным, агрессивным;
  • ученики, которые учатся хуже, чувствуют себя слабее других;
  • большая нагрузка, с которой справляется не каждый ученик;
  • буллинг – травля, агрессия по отношению к ребенку, который слабее других учеников;
  • плохие взаимоотношения с родителями, недовольными прогрессом и полученными оценками;
  • большая загруженность ребенка, который после школы ходит на дополнительные занятия, кружки;
  • негативное отношение учителей, которые проявляют агрессивность, неподобающую должности;
  • неразделенная дружба, любовь, симпатия к другим детям.

Большинство людей недоброжелательно вспоминают о школьных годах. Для них это стрессовое состояние, с которым они не справляются. Из-за негативного состояния в школьные годы пациент в дальнейшем может вести себя агрессивно по отношению к другим людям, не хотеть сближаться с ними, работать.

Помимо частых причин, возникают редкие случаи, из-за которых возникает травма на всю жизнь:

  • смерть, тяжелая болезнь друга по школе;
  • насилие, избиение пациента другими учениками или людьми старшего возраста, находящимися в стенах школы;
  • сексуальное насилие со стороны других детей или учителей.

Подобные травмы должны заподозрить родители при резком изменении настроения, поведения подростка. Если помощь не оказана своевременно, могут возникнуть последствия для его психики. Например, он не сможет вступать в близкий контакт с другими людьми.

Читать еще:  Мазь для колена от хруста: средства, препараты

При полном нежелании обращаться к врачу, родители помогают справиться с эмоциональным потрясением самостоятельно. Они должны стать опорой, постоянно поддерживать. С ребенком проводят больше времени, чтобы он почувствовал себя нужным.

Разница между психической и психологической травмой

Психотравма – потрясение, после которого меняется эмоциональный фон, но повреждение психики не образуется. То есть человек продолжительное время не контактирует с людьми, плачет, обижается. Но после самостоятельного восстановления он продолжает жить дальше без сильных негативных ощущений.

Психическая травма – события, приводящие к нарушению психики:

  • нежелание сближаться с другими людьми;
  • постоянный страх перед будущим;
  • мысли о суициде;
  • боль на физическом и психическом уровне при воспоминании о прошлом;
  • ухудшение здоровья из-за негативных эмоций (повышение артериального давления, обмороки, депрессия);
  • агрессивное поведение, применение насилия, негативное отношение к людям;
  • частые депрессии.

Если поражение психологическое, пациент может справиться самостоятельно или обратиться за поддержкой к близким. Постепенно все неприятные воспоминания полностью исчезнут, останется лишить легкое расстройство.

Психическая травма требует лечения у психиатра. Помощь родственников может привести к ухудшению самочувствия, постоянному чувству вины, депрессии. Чем раньше обратиться за помощью, тем выше возможность полного восстановления после прохождения курса терапии.

Как помочь близкому с психотравмой

Чтобы выбрать способ адекватной помощи, подбирают лучший вариант лечения для пациента. Он зависит от его эмоционального состояния, наличия негативных ощущений.

Можно начинать с наиболее простых методов, переходя к сложным, в зависимости от прогресса терапии:

  1. Разговор. Выясняют, какой период жизни привел к негативному состоянию. Определяют травматическую причину, чтобы устранить ее.
  2. Постоянное нахождение рядом с пострадавшим. Не рекомендуется оставлять его одного, чтобы он не смог себе навредить.
  3. Метод отвлечения. Используют спорт, хобби, уборку дома. Чем меньше он думает о детских или взрослых переживаниях, тем ниже риск осложнений.
  4. Выводят пострадавшего в общество, не дают ему быть наедине со своими мыслями. Новые знакомства приведут к дружбе, возникновению привязанности и любви. Положительные эмоции благоприятно влияют на состояние пострадавшего.
  5. Воздействие другим стрессом. Применяют стрессовые состояния в виде прыжка с парашютом, управления самолетом, катания на серфинге. Это поможет забыть прошлое, приобрести новые положительные эмоции.
  6. Завести животное. Людям помогают переживать негативные обстоятельства в жизни собаки, кошки и другие животные. Питомец положительно относится к хозяину, вызывает только добрые ощущения.
  7. Обратиться к психологу или психотерапевту. Врач на осмотре выявит причину ухудшения физического, психического самочувствия с помощью простых методов. Терапия проводится с помощью лекарственных препаратов, психологических консультаций. Можно не только выявить причину, но и полностью устранить ее.
  8. Употребление легких седативных препаратов. Лучше, если их назначит врач. Самостоятельно можно купить Афобазол, Новопассит. Их применяют только в крайних случаях, чтобы предотвратить нервный срыв. Лекарства употребляют по инструкции, недопустима передозировка. При ее появлении образуется слабость, усталость, вялость, падение артериального давления, резкий упадок сил.

Психологическое потрясение для многих пациентов появляется в легкой форме. Другие воспринимают изменения серьезно, поэтому меняется их поведение, свойства характера, отношение к другим людям.

Врачи советуют не пить лекарства самостоятельно, так как пациент может неправильно подобрать дозировку и курс. Близкие родственники помогут справиться с проблемой. Они направят пострадавшего к психологу или попытаются обойтись без его помощи.

Как исцелить детские травмы | Системные решения

По мнению психологов, существуют следующие признаки психического здоровья:

  • любовь к самому себе и признание собственной ценности;
  • способность вступать в контакт и общаться с другими людьми;
  • уверенность в будущем и оптимизм;
  • радость жизни, способность получать наслаждение от жизни;
  • способность проявлять гибкость в поступках.

В большинстве жизненных ситуаций большинство людей, так или иначе, могут самостоятельно обеспечить себе достижение этих критериев здоровья и чувствовать себя счастливыми. Но иногда случаются и такие события, которые оказываются для человека чрезмерно тяжелыми, с которыми он сам в одиночку справиться не может. Эти события получили название — травма. Что же это такое, и что с этим делать?

Как все мы хорошо знаем, травма физического тела — перелом, растяжение, разрыв связок и мышц и т.д. происходит тогда, когда физическое воздействие на тело превышает возможности тела к сопротивлению. Причем физически тренированный человек может выдерживать намного более серьезные нагрузки без травматизации, в отличие от нетренированного.

Что такое психическая травма? По аналогии с физической травмой, это такое состояние человека, когда угрожающая опасность сильнее возможностей психики к сопротивлению, когда он не может с ней справиться. Как правило, это сопровождается чувством беспомощности и незащищенности, ощущением потери контроля, вызывает изменение восприятия себя и мира в негативную сторону. И так же, как с физической травмой, то, что для одного человека просто небольшой стресс, для другого может оказаться полным крахом основ жизни.

Процесс травмы состоит из двух фаз:

  1. Психические реакции непосредственно в момент переживания травмирующей ситуации.
  2. Посттравматических реакций разной степени длительности

Для первой фазы характерны: тревога, страх, сверхбдительность, поиск выхода из опасной ситуации. В это время гормоны (адреналин, кортизол и др.) мобилизуют резервы организма.

Если все попытки справиться с опасностью не привели к успеху, наступает вторая фаза, происходит анестезия телесной и душевной боли (шок, обездвиженность).

Если в ситуации стресса у нас есть выбор бороться или убегать (flight or fight), в ситуации травмы остается только возможность застыть или внутренне расщепиться (freeze or fragment). Стресс приводит к мобилизации энергии, защитный механизм травмы — к демобилизации, отключению энергии и заморозке чувств.

Переживание страшной опасности становится частью опыта человека. И если бы этот трагический опыт постоянно висел перед глазами, человек не смог бы жить дальше. Поэтому психика человека в целях самозащиты задвигает травмированную часть личности подальше, в некий «бункер» или «сейф», отгораживается от боли. Такое разделение (диссоциация, расщепление) – это нормальный психический процесс защиты и приспособления к проблемным ситуациям. Поэтому человек может просто «не помнить» травмирующую ситуацию, или помнить её фрагментарно, видеть эпизоды «как в тумане», или наблюдать за происходящим, «словно со стороны». Часто происходит заморозка чувств: человек каменеет, становясь холодным, отстраненным, бесчувственным.

И все было бы хорошо, но проблема в том, что опыт травмы никуда при этом не уходит, он остается в теле как бомба замедленного действия. Как только человек попадает в ситуацию, чем-то похожую на ситуацию травмы, этот механизм регуляции может выйти из-под контроля и образы старой травматичной ситуации снова заполнят сознание. Бывший военный, переживший опыт боев в горячих точках, может испытывать приступы паники от простого звука работы отбойного молотка или перфоратора. Кроме того, процесс «удержания опыта травмы в сейфе» требует постоянных затрат психических сил и истощают резервы энергии. Поэтому фраза «время лечит все раны» в случае психической травмы неверна.

Для травмированных людей очень важна помощь со стороны, помощь других людей. Сами они справиться с ситуацией не могут. И если сразу не помочь человеку, его травма со временем будет только усугубляться. А как на самом деле происходит? Вместо обращения за профессиональной помощью, близкие травмированного человека через некоторое время начинают избегают его, требуют прекратить бесконечные разговоры о своей беде или стыдят за неспособность справиться c травмой.

Еще одно наблюдение. Мышечный панцирь так же участвует в удержании травматического опыта «в сейфе» мышечных напряжений. География мышечных зажимов – это своеобразная карта опыта травматизации. И часто случается так, что руки хорошего массажиста размягчают мышцы, вправляют суставы, и тем самым снимают мышечную защиту, которая блокирует травматические воспоминания. Как вы думаете, что после этого происходит? Боль снова врывается в сознание, чувства страха охватывают человека, и тело, реагируя в режиме защиты, снова возвращает прежнее состояние «безопасной блокировки», мышечные зажимы возвращаются на свое прежнее место.

Системная расстановка – эффективный метод проработки детских травм

Ситуацию детской травмы можно рассматривать как ситуацию со следующими элементами:

  • Значимый взрослый: мать, отец, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель, сосед-недоброжелатель, любой другой более сильный человек, например «дядя милиционер», дворовый хулиган.
  • Негативный фактор: воздействие со стороны значимого взрослого (упрек, оскорбление, злоупотребление, оставление в одиночестве, насилие, безразличие, отвержение и т.д.) или бездействия в ситуации объективной угрозы для ребенка (например, во время природной катастрофы).
  • Поврежденная часть личности («раненый, травмированный ребенок), которая занимается воспроизведением и переживанием травматического опыта (боли, страха и т.п.)
  • Выживающая часть личности (другие названия: «маска», «анестезия», «защитник», «блок»), которая помогает человеку приспособиться, адаптироваться к неблагоприятной ситуации, компенсирует её, используя разнообразные защитные механизмы.
  • Относительно здоровая и осознанная часть личности, которая, как минимум, осознает текущую ситуацию как проблемную, и стремится к её изменению (к исцелению). Именно эта часть личности приводит человека к терапевту.
  • Линия времени, на которой собственно и произошло когда-то травмирующее событие.

Важнейшим условием для работы с детскими травмами является создание безопасного пространства для клиента. Помимо дистанции (он наблюдает на заместителей со стороны), элементами безопасного пространства могут быть:

  • акцент в беседе не на проблеме, а на цели (желаемом состоянии),
  • символы безопасности (система предупредительных сигналов, телохранители, «пуленепробиваемые экраны»,
  • диссоциация (например, рассказ о ситуации от третьего лица и т.д.),
  • правило «СТОП» (право на защиту своих границ),
  • насыщение клиента всеми доступными на данный момент ресурсами и др.

В частности, можно использовать технику концентрации внимания на ситуацию «здесь и сейчас». Самое простое, что можно сделать для того, чтобы клиент «вынырнул» из привычного защитного транса или транса боли, который служит анестезией – это попросить в деталях описать комнату, сравнить две ладони (свою и терапевта), совершить или обратить внимание на необычное действие.

Иногда, для того чтобы приступить непосредственно к работе с травмой в расстановке, приходится потратить несколько сессий на предварительное накопление ресурсов, обретение клиентом ресурсного состояния. В таком состоянии клиент чувствует относительно большую уверенность, спокойствие, уравновешенность. Только убедившись в том, что клиент находится в ресурсном состоянии, можно продолжать работу.

Я в системной расстановке использую следующий вариант работы с травмой.

Я начинаю с двух фигур:

1) заместитель клиента в контексте заявленной темы (проблемы) и

2) заместитель цели на линии времени.

В ходе расстановки заместитель клиента идет в точку во времени, где произошла травма и разворачивается лицом к «негативному фактору» (чаще всего, это значимый взрослый, но может быть и злая собака, природная катастрофа, хулиганы и т.д.). Клиент, который смотрит на это из безопасного пространства, понимает, что какая-то его часть («раненый ребенок») находится не в сегодняшнем дне, а в прошлом, и продолжает играть «заезженную пластинку» боли, обиды, бессильного гнева и т.д., расходуя на это энергетические ресурсы личности. Именно поэтому ему не хватает сил идти к важным целям жизни. Очень важно в этот момент внимательно отследить телесные ощущения, эмоциональные состояния как клиента, так и заместителя травмированной части.

В ходе дальнейшей работы, ведущий дает травмированной части выразить, отреагировать негативные чувства, передать ответственность за ситуацию агрессору или взять её на себя (если это собственная ошибка).

Важно делать следующий акцент: вместо позиции «Ты – плохой, и я тебя осуждаю», лучше использовать технику «я-послания»: «Мне было тогда очень плохо, я хочу об этом сказать». В зависимости от тяжести ситуации, это делает сам клиент или проговаривает его заместитель. Такие телесные приемы как «передача тяжелого предмета», «поклон», «заземление», глубокое дыхание с акцентом на выдох на этой стадии работы могут быть весьма эффективными. Они играют роль мощного телесного подкрепления психическим процессам.

Читать еще:  Болят глаза от сварки: что делать в домашних условиях, чем лечить

Важно дать этому процессу отреагирования эмоций столько времени, сколько необходимо. Весьма наглядным критерием освобождения от негатива является смягчение или полное снятие телесных симптомов (боль, дискомфорт, ощущение удушья, тяжести, слез, дрожи, озноба, и т.д.).

Далее необходимо насытить травмированную часть всеми доступными воображению видами ресурсов. Клиент, находясь в безопасном пространстве, в воображении или используя телесное подкрепление, может позаботиться о раненом ребенке. Он может «одарить» его подарками, заботой, поместить его в позитивный образ такой жизни, где у него есть все для счастья (любовь близких, игрушки, друзья, наряды, кушанья и т.д.).

Наглядным критерием того, что насыщение ресурсами произошло, является изменение телесных ощущений и эмоционального состояния заместителя «раненной части». Такие расстановочные приемы как «телесный контакт», «опора под спину», «контакт глаз» – весьма эффективны. На телесном уровне ресурсное состояние «исцеленной детской части» могут проявляться в виде ощущений тепла, легкости, расслабленности, волны мурашек, покалывания, потока энергии, расправленных плеч, глубокого дыхания, прямого взгляда прямо перед собой, пружинистой энергичности во всем теле, стремлении идти вперед к цели и т.п.

Метафорически, можно сказать, что мы извлекаем из клиента травмированную часть (капсулу боли), разгружаем боль, наполняем ресурсом. Далее надо тем или иным способом интегрировать клиента с обновленной, исцеленной своей частью. Можно попросить клиента впустить её в себя целиком. Можно просто сказать этой части: «Ты теперь во мне вот такая, счастливая». Можно придумать и другие варианты.

После интеграции, происходит слияние ресурсов клиента, находящегося в безопасном пространстве с ресурсами исцеленной детской части. В большинстве случаев это очень трогательный, волнующий процесс, который сопровождается ощущением полноты, целостности, спокойствия, комфортом в теле и позитивными образами и смыслами. В таком состоянии цели клиента становятся для него более достижимыми.

Важнейшим этапом дальнейшей расстановочной работы является перепрограммирование «защитника» (выживающей части). Можно попросить клиента сказать: «Дорогая моя часть. Спасибо тебе. Ты верой и правдой служила мне много лет. Ты берегла меня от боли, служила для меня сейфом, преградой для боли. Но сегодня я нашел в себе силы с этой болью соприкоснуться и её отреагировать. Этой боли и страха больше нет. Поэтому и твоя задача тоже меняется. Вместо того, чтобы быть сейфом, который меня ограничивает, будь мне телохранителем и помощником в реализации моих новых целей.

Ведущему остается помочь клиенту поставить позитивный телесный якорь, который будет помогать клиенту воспроизводить достигнутое ресурсное состояние, и договориться с клиентом, как он будет реализовывать себя нового на поведенческом уровне, в своем окружении, в среде обитания.

Таким образом, системная расстановка в работе с травмой позволяет развернуть процесс трансформации (исцеления) травмы на всех уровнях — на уровне телесных ощущений, мыслей, чувств, образов, поведенческих действий. Кроме того системная расстановка, за счет информации из «знающего поля» бессознательного позволяет прорабатывать детские травмы, которые были полностью или частично амнезированы.

Системная расстановка позволяет достаточно эффективно и безопасно осуществить процесс исцеления последствий детской травмы:

  • Использование заместителей в расстановке позволяет клиенту наблюдать за ситуацией со стороны, что создает безопасную дистанцию клиента от травмирующей ситуации, позволяет не допустить повторной травматизации;
  • Целительные образы системной расстановки весьма наглядны и эффективны для выстраивания нового позитивного отношения клиента к самому себе, и новых жизненных целей.
  • В расстановочной работе можно активно использовать телесные ощущения для контроля состояния клиента и степени его освобождения от телесных и эмоциональных блоков;
  • При необходимости клиент может перепрожить травматические ситуации под контролем ведущего, осознать их и избавиться от телесного и эмоционального негатива;
  • Ведущий, группа заместителей и наблюдателей обеспечивает клиенту необходимую эмоциональную поддержку в процессе трансформации.

В центре семейного консультирования «ОЛЬВИЯ»
расстановки каждый день!

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected]

Как лечить свои детские травмы

Продолжаем разговор о том, как влияют на нашу взрослую жизнь отношения с родителями и как лечить свои детские травмы.

Собственно, как влияют, вроде в общих чертах разобрали. Тут, конечно, много деталей и нюансов, которые в одной статье не охватишь. Буду эту тему и дальше развивать, она неисчерпаема.

А пока давайте двигаться к практическому компоненту темы.

Допустим, выяснили мы, что родители (оба или кто-то один) не удовлетворяли наши базовые психологические потребности. Что же делать-то теперь с этим всем.

Как лечить свои детские травмы.

Простых решений типа «наплевать и забыть» не будет, сразу предупреждаю.

Одна из самых больших наших ошибок в этом месте – это «ампутировать» себе эту неудовлетворённую потребность. Как будто её и не было, и она нам совсем даже и не нужна.

Ведь можно же прожить, скажем, без маминой любви. Ну, не любила… так и хрен с ней, с этой любовью… такое простое решение вроде бы.

Но это ни разу не решение.

Нельзя «расхотеть» маминой или папиной любви. Нельзя, понимаете.

И, как бы вы ни пытались отрицать у себя эту потребность, чтобы защитить себя от страданий, ничего из этого в итоге не выйдет. Загоните чувства вглубь, а потом всё равно бабахнет, рано или поздно.

Давайте я тогда на примере «Мама не любила» дальше на эту тему порассуждаю.

Потребность в любви матери – естественная и базовая потребность каждого человека. Но не всем эти любящие матери достаются «на раздаче». И это ничья вина, просто так случается.

И вот проблема – потребность не была удовлетворена в детстве и не может, тем более, быть удовлетворена во взрослом возрасте.

Почему не может во взрослом.

Первое, потому что мамы, не любящие своих детей, как правило, такими и остаются до конца жизни. Изменения к лучшему тут бывают, но редко, к сожалению.

Второе, мы уже с вами знаем, что искать маминой любви в других людях – партнёрах (партнёршах), друзьях-подругах, коллегах и даже своих собственных детях тоже не пойдёт. И искомого не получим, и отношения разрушим.

Так что же нам делать?

Как это ни печально, но надо согласиться с тем, что потребность эта так и останется неудовлетворённой. Прошлого мы не изменим никогда и ни при каких условиях.

И, чтобы двигаться дальше и чтобы состояться, как личность, нужно признать это своё бессилие. Не смогу я уже получить этой любви никогда и ни при каких обстоятельствах. Да, меня будут любить другие люди, но они – не мама! А мама никогда не полюбит так, как мне бы хотелось.

И вот здесь, в этой точке, за этим бессилием и невозможностью получить то, что очень нужно (на психологическом языке это называется «фрустрация») вам откроется целый ворох разных чувств, от глубокой печали до ярости. И каждое из этих чувств надо пережить и принять.

Что это значит – обнаружить в себе это чувство, понять, откуда оно и на что именно, выразить это чувство в мир (через разговор или действие). Можно это, конечно, делать в одиночестве в обнимку с любимой подушкой, но лучше, намного лучше, чтобы свидетелем этого выражения ваших чувств были люди.

Тогда обмен с миром будет более полноценным, двусторонним и своего рода «задокументированным».

Вы ему свои чувства на маму, которая вас не любила, а он вам в ответ тоже что-то. Если вы правильно выбрали людей, с кем поделиться этими чувствами, то в ответ вам придут понимание, поддержка и сочувствие.

Потому что все ваши чувства, даже очень негативные, в этот момент их выражения будут уместны и правильны. Вас обделили чем-то очень важным, и вы имеете право злиться и обижаться по этому поводу.

Если вы сможете распутать этот клубок по ниточке, от бессилия и дальше по серпантину ваших чувств, то вскоре, в своё время, вы придёте к глубокой, истинной печали.

А знаете ли вы, что именно там, на глубине нашей самой глубокой печали, которая порой может казаться такой безысходной и нескончаемой, находится благословенная точка перемен? Точка, которая, как катапульта, выбросит нас наверх из этого мрачного и тёмного колодца печали.

К сожалению, нам часто просто не дают возможности нащупать эту точку. Наша культура очень боится печали и негативных переживаний. Нас всё время подбадривают и «поддерживают»: «Не думай о плохом!», «Держи хвост пистолетом!», «Не опускай руки!»…

И этим самым не дают нам опуститься на глубину этого колодца, туда, где наша боль, печаль и отчаяние от невозможности получить что-то очень для нас важное, достигнут своего пика. И где мы получим облегчение и энергию для преодоления этого дефицита, при условии, что мы организовали себе поддержку и безопасные условия для «спуска на дно».

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы залечить свои детские раны и травмы, это признать то, что ущерб от них есть, и он никуда не денется. И честно «взглянуть в глаза» своим чувствам про это. Плакать от бессилия, злиться, обижаться и печалиться. По полной, до самого дна.

Обязательно с поддержкой (лучше профессиональной), одному с такого рода катарсисом не справиться, сразу говорю.

Можно с друзьями-подругами, конечно, но тут многое будет зависеть от того, что это за люди, и смогут ли они сопроводить вас туда, куда вам надо, и будут ли вас поддерживать. А то ведь как может случиться – нырнёте в воду вместе, а друзья вас либо наверх будут вытаскивать, не пуская на глубину, либо, наоборот, топить, образно выражаясь.

А нужно, чтобы не тянули ни туда, ни сюда, а плыли с вами рядом, подставляя вам плечо, когда это нужно вам. И чтобы вы знали, что, если вы вдруг начнёте захлёбываться на глубине, они помогут вам выплыть наверх.

Так что отнеситесь, пожалуйста, серьёзно к этому процессу и организуйте себе безопасное и поддерживающее пространство, где вы сможете окунуться в этот «омут» переживаний. Но он жизненно необходим, чтобы освободиться от тяжести непростых чувств по поводу недоданного вам родителями, и двигаться дальше в жизнь.

Но это ещё не всё.

Наш первый шаг, который мы обсуждали, — это признать, что неудовлетворённая потребность есть, никуда не исчезла и, что самое печальное, никогда не может быть удовлетворена.

Посмотрите вот здесь работу замечательного Тони Роббинса с девушкой по имени Сиенна, которая злится на отца-наркомана и тоскует по его любви, которую так и не получила в детстве.

Как вылечить психотравмы

В течение жизни, начиная от рождения человека и до самой его смерти, случается огромное количество событий, как радостных, так и не очень, как счастливых, так и трагичных. Сила некоторых из них бывает настолько велика, что травмирует человека, травмирует его душу. Это ситуации, с последствиями которых он не смог справиться самостоятельно, а эмоции, чувства, связанные с ними, оказались чрезмерно сильны. Подобная травматизация может произойти в любом возрасте, от младенческого до глубокой старости, причем болезненное событие может на первый взгляд казаться вполне «невинным» и рядовым.

Мы рассмотрим последствия острых эмоциональных травм, связанных с отношениями с другими людьми, с оскорблениями личности, нарушениями ее автономности и границ, а также с последствиями физических травм, то есть нарушений целостности тела, переживание которых сильно повлияло на дальнейшую жизнь человека. Это могут быть не только тяжелые травмы, с угрозой для жизни, но и незначительные – падения, порезы, медицинские вмешательства.

Читать еще:  Первая помощь при переломе голени: открытом, пмп

К сожалению, им нечасто уделяется должное внимание, несмотря на то, что телесная и душевная боль тесно переплетаются в нашей жизни и в нашем теле. Часто мы лечим пострадавшее тело, но не задумываемся, что где-то глубоко внутри нас спрятался маленький комочек эмоций – страха, гнева, отчаяния, напоминающий нам о прошлом в самый неподходящий момент. И часто мы пытаемся обрести душевное равновесие, но совершенно забываем, что наше тело хорошо помнит все события.

В психологии есть определение травмы – «мощный эмоциональный шок с разрушающим эффектом» [Colman, 2009]. Этот эмоциональный шок не всегда наступает сразу и не всегда быстро проходит. Если человек попадает в опасную ситуацию, которая может угрожать его жизни или здоровью, но не может отреагировать сразу или, наоборот, переживает ее слишком долго, то говорят о «посттравматическом стрессовом расстройстве». Так сложилось, что большинство научных знаний посвящено именно этому явлению, но мы постараемся рассмотреть разные вопросы, связанные также и с острой эмоциональной травмой.

Переживание психологической травмы

Когда человек переживает психологическую травму, у него происходят изменения как на психологическом, так и на физиологическом уровне, на уровне тела. Целое событие как бы сжимается в один единственный образ – картинку, звук, запах, эмоцию, которые прячут в себе, как в кармашке, все, что происходило во время травмирующей ситуации. Например, при автомобильной аварии все, что происходило, может «сжаться» до образа разбитой машины или визга тормозов, звука, который будет обозначать всю ситуацию. В организме возникает очень высокое напряжение – сердце начинает биться очень часто, затрудняется дыхание, на теле выступает холодный пот, мышцы напрягаются, возникает наплыв мыслей, большое внутреннее беспокойство.

При переживании травмирующей ситуации возникает внутреннее расщепление, говоря научным языком – диссоциация: эмоции, телесные ощущения, воспоминания человека отделяются, перестают быть связанными друг с другом, происходить одновременно. Например, при тяжелом душевном потрясении человек может перестать «слышать», что ему говорят, и начать воспринимать происходящее просто как подвижную «немую» картинку, в других случаях он может внезапно «забыть» самую кульминацию травмирующей ситуации или эмоции, которые он испытывал в ней, в некоторых ситуациях нарушается координация движений или телесная чувствительность. Во всех случаях какая-то часть действительности отсекается или сильно искажается.

Терминология

Диссоциация – это естественная реакция человеческой психики на тяжелый стресс. Она позволяет пережить невыносимую боль и продолжать участвовать в жизни, хотя и за счет больших внутренних затрат.

Другая важная реакция человеческого организма, по которой узнается травма – это иммобилизация, или, как ее еще называют, реакция оцепенения, связанная с чувством беспомощности. Эта реакция досталась нам по наследству от животных – способность при опасности входить в состояние неподвижности и выходить из него. Она является одним из важных моментов, позволяющих избежать болезненных последствий травмы. Выход из этой реакции происходит через тело – дрожание, двигательную активность [П.Левин, 2007]. Если же этого выхода не произошло, и реакция осталась незавершенной, травматические переживания еще надолго остаются в глубине нашего сознания и тела.

Реакции диссоциации и иммобилизации – это основные, самые глубокие признаки эмоциональной травмы, но есть и другие. Практически сразу после переживания травмы появляются сверхбдительность, желание постоянно быть «начеку», навязчивые образы и наплывы картин, связанные с уже прошедшей травмирующей ситуацией, чрезмерная чувствительность к свету и звуку, очень высокая эмоциональная чувствительность, частые реакции испуга даже в достаточно безобидных на первый взгляд ситуациях. У человека, пережившего травму, часто возникают ночные кошмары, различные трудности со сном, резкие скачки настроения, ему сложнее справляться с повседневными стрессами [Левин, 2007].

Проявление симптомов психотравмы

Травматические симптомы проявляются у разных людей по-разному. Это зависит от того, какую травму им пришлось пережить, насколько она была тяжела, от ситуации, в которой она произошла. Также в большой степени это зависит от личных ресурсов человека, которые были ему доступны в момент травматизации.

При этом исследователи посттравматических стрессовых расстройств (возникающих, когда у человека не было возможности вовремя выйти из травмирующей ситуации, завершить ее) отмечают, что ни одна из стрессовых ситуаций не способна вызвать ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) абсолютно у всех людей. То есть, нет такого «универсального» стресса, события, переживания, которое окажется эмоционально травмирующим для каждого человека, столкнувшегося с ним [Perry et al., 1992; Smith et al., 1990].

Теперь, уделив внимание описанию травмы и первичным психологическим и физиологическим признакам, по которым ее можно узнать, ответим на вопрос, почему вопрос травмы так важен. Это связано с тем, что наше переживание травматической ситуации широко задействовано на всех уровнях – физиологическом и психическом, охватывая эмоции, тело, гормональный фон, работу центральной нервной системы в целом и головного мозга в частности. Как правило, невозможно полностью завершить переживание травмирующей ситуации, обращая внимание только на что-то одно, а не на целостную систему человеческого организма. И последствия травмы, влияющие на переживание человеком чувства общего благополучия и счастья, могут проявляться на любом уровне – как психологическом, так и физиологическом.

Как формируется психотравма

Все начинается с головного мозга, руководящего работой нашего организма. За наши эмоции в головном мозге отвечает так называемая лимбическая система, находящаяся в самой его глубине, ее еще называют «эмоциональным мозгом». Это древняя часть мозга – она формируется одной из первых как в развитии каждого современного человека, так и при взгляде на историю формирования мозга всего животного мира, к которому относится и человек.

В лимбическую систему входит несколько структур мозга (его частей, небольших по объему, но очень важных по значимости), сейчас нас будут интересовать только две из них – гиппокамп и амигдала. Гиппокамп – это центр памяти об эмоциональных событиях, в нем хранится информация о самом факте произошедшего события. Амигдала – ее еще называют миндалиной или миндалевидным телом, так как по форме и размеру она напоминает миндальное зернышко – хранит информацию об эмоциях, переживаниях, которые испытал человек в течение жизни.

Если какая-либо ситуация воспринимается как опасная или очень неприятная, информация о ней поступает сразу в амигдалу, и там возникает сильное возбуждение – повышается электрическая активность. Затем информация передается в гиппокамп, который сохраняет ее как сознательное воспоминание. Если неприятная ситуация длится слишком долго или возникает часто, то возбуждение в амигдале не успевает ослабнуть, ее активность остается высокой (эту ситуацию еще называют «повышенным уровнем активации») и является причиной неприятных последствий эмоциональной травмы – преследующие воспоминания о ней, проигрывание в воображении, нарушения сна, внимания.

Экстремальные ситуации

В случае, когда травматическая ситуация становится не просто неприятной, а экстремальной, если информация об опасности подтверждается амигдалой и эти эмоции чрезмерны, то она как бы «отказывается» передавать травмирующую информацию дальше. Связь между амигдалой и гиппокампом разрывается, и полученный опыт остается неосознаваемым, он остается в бессознательной (по-научному – имплицитной) памяти – гиппокамп лишен возможности предложить имеющийся опыт человека для решения этой тяжелой задачки.

Самым неприятным в этой ситуации являет то, что подобный «отказ» амигдалы может стать неоднократным, происходит «застревание» в переживаниях на ее уровне. Это приводит к тому, что при случайном напоминании о травмирующем событии ситуация воспринимается не как уже пройденная и пережитая, а с тем же эмоциональным зарядом, который был раньше. В амигдале происходит возбуждение прежней силы, связь с гиппокампом опять блокируется и повторяется инстинктивная реакция. Гиппокамп опять лишается возможности ответить на нее, и распознать ситуацию как ложную тревогу, только напоминающую о прежней травме.

«Напуганная» амигдала также может подавить активность зон мозга, отвечающих за речь, поэтому часто человеку бывает сложно рассказать, описать, что с ним происходило и что он чувствовал. Он может путаться в словах, неправильно произносить предложения, даже его способность говорить может оказаться на время подавленной.

Проблема переживания

Таким образом, мы можем видеть, что при незавершенных переживаниях, связанных с травматической ситуацией, при застревании реакции пострадавшего человека на каком-либо этапе в организме возникают условия для постоянного возвращения к этим эмоциям. В жизни человека часто бывают ситуации, когда нет возможности преодолеть стресс за короткий промежуток времени. Этому может мешать шоковое состояние, чрезмерно сильные переживания во время травмы, ситуация, ограничивающая человека в проявлении своих эмоций и даже социальные стереотипы, предписывающие эмоциональную сдержанность (например, «мужчины не плачут», «надо сохранять лицо»).

По этим причинам у многих людей последствия травмирующей ситуации проявляются еще долгое время, внося в жизнь тревожные нотки из прошлого. И далеко не всегда человек может знать, что та или иная реакция – это «нотка» той самой истории, которой когда-то не придали значения или которая почти стерлась из памяти.

Однако, несмотря на наше тревожное описание, у человека есть возможность преодолеть тяжелые последствия негативных переживаний. Если после травмирующего события состояние их участника своевременно приходит в норму, то состояние головного мозга также восстанавливается. Поэтому, особенно важны поддержка других людей и, возможно, профессиональная поддержка и сопровождение специалистов, работающих с травмирующими переживаниями.

Клинический психолог Людмила Захирина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector