Психологические травмы детства: причины детских психотравм, пути их преодоления у взрослых, эффективные приемы и советы специалистов

Три психологические техники для лечения детских травм

Последствия детских психологических травм часто продолжают сказываться и во взрослом возрасте и даже могут передаваться следующему поколению. Пережитые в детстве издевательства, насилие, тяжелые потери или пренебрежение со стороны родителей повышают риск развития зависимостей, депрессивных расстройств и других психических проблем. О том, как с этим можно справиться, рассказывает психиатр Дэвид Сэк.

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Дэвид Сэк (David Sack) — психиатр, главный врач сети реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых Elements Behaviour Health. Подробнее на его сайте .

Когда ребенку пора к психологу?

Тревога, приступы ярости, ночные кошмары, проблемы в школе или со сверстниками… Все дети, как когда-то их родители, проходят непростые этапы развития. Как отличить мелкие трудности от настоящих проблем? Когда набираться терпения, а когда беспокоиться?

Экстраверт? Интроверт? Амбиверт!

Они любят бывать в компании, но не прочь вечером посидеть дома с книжкой. Они не любят долго находиться в центре внимания, но охотно могут поддержать светскую беседу. Они — амбиверты. И возможно, среди нас их не так уж мало.

Как избавиться от психологической травмы детства

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы рассмотрим психологические травмы детства. Вы узнаете, какие факторы могут влиять на их возникновение. Поговорим о негативных установках. Выясните, каковы последствия для взрослой жизни могут иметь такие травмы. Рассмотрим, как с ними необходимо бороться.

Возможные причины

К факторам, которые могли повлиять на развитие такой травмы, относят:

  • тяжелое заболевание одного из членов семьи, гибель родственника;
  • гиперопека родителей;
  • их развод;
  • постоянные конфликты в семье;
  • материальные проблемы;
  • если ребенку нанесли травму, физическую, моральную или сексуальную;
  • отчуждение родителей, предательство одного из них, особенно, если он был в авторитете;
  • перенесенное ребенком тяжелое заболевание, приносящее сильную боль;
  • наличие аморальных родителей;
  • антисоциальная среда взросления;
  • конфликты в школе.

Всему виной может быть неправильное воспитание, в частности применение определенных стереотипов, отрицательных установок, создающих почву для психотравм, мешающих во взрослой жизни.

  1. «Лучше б ты не рождался». Мать и отец могут многократно об этом говорить, аргументируя тем, что с появлением на свет малыша в их жизни появилось много больших сложностей, проблем, ограничений. Малыш делает вывод, для того, чтобы его родители перестали страдать, ему необходимо умереть.
  2. «Тебе нужно быть похожим на соседского ребенка». Родители постоянно сравнивают своего отпрыска с другим малышом, который более умный, красивый, успешный. При этом они принижают своего ребенка, указывают на его несостоятельность. В такой ситуации малыш начинает себя стесняться, пытается слиться с толпой.
  3. «Ты всегда будешь маленьким». Родители боятся, что их ребенок повзрослеет и покинет семейное гнездышко, поэтому делают все, чтобы препятствовать развитию своего отпрыска, тормозят его на уровне дошкольника. А это приводит к тому, что во взрослой жизни он не может самостоятельно действовать и мыслить.
  4. «Не веди себя, как ребенок, ты уже взрослый». Родители жаждут, чтоб их малыш, как можно быстрее стал взрослым, умным, ответственным и самостоятельным. Постоянно его упрекают тем, что он ведет себя, как малыш. В связи с этим ребенок лишается детства, слишком рано взрослеет, забывает о своих потребностях и желаниях.
  5. «Хватит мечтать, займись делом». Ситуация, когда родителей лишают ребенка возможности фантазировать, строить планы. Это приводит к совершению многих ошибок.
  6. «Перестань ныть». Фактически – это призыв к тому, чтоб перестать что-либо чувствовать. В такой ситуации малыш загоняет свои волнения, чувства в подсознание, из-за чего потом развиваются серьезные проблемы с психикой.
  7. «Никому не доверяй». Родитель убеждает ребенка в том, что вокруг мошенники, обманщики. А это приводит к тому, что с малых лет человек привыкает, срастается с мыслью о том, что его окружают враги, мир опасный и враждебный.

Большинство людей обращаются за помощью к психотерапевту, когда у них возникают какие-то проблемы, затрагивающие нынешнюю сферу деятельности. Они даже не догадываются, что основная причина кроется в детстве, в травмах, пережитых в нем. Одна моя знакомая имела повышенную тревожность, она постоянно обо всем переживала. Больше всего волновалась за сына, ей повсюду мерещились угрозы. Ее муж настоял на обращении к психотерапевту. Специалист сразу выявил, что имеет место детская травма. Как оказалось, всему виной то, что в детстве ее регулярно колотил младший брат, она постоянно находилась в состоянии жертвы, которую никто не защищал, даже мама.

Характерные проявления

На то, что психологическая травма имеет место, могут указывать следующие проявления:

  • апатия;
  • подавленность;
  • шоковое состояние, которое сохраняется продолжительное время без видимых на то причин;
  • перепады настроения, от радости до ярости;
  • постоянное чувство вины;
  • повышенная тревожность;
  • страхи, в частности темноты, незнакомцев, одиночества;
  • чувство ненужности, заброшенности, ущербности.

Кроме психологических проявлений могут присутствовать и физиологические симптомы:

  • тахикардия;
  • психосоматические боли;
  • постоянная усталость;
  • нарушение памяти и концентрации внимания;
  • напряжение, мышечные зажимы;
  • ощущение бессилия, беспомощности;
  • ночные кошмары.

Последствия

  1. Замедление процесса социализации.
  2. Одиночество, сложности с расширением круга общения.
  3. Невозможность нормально адаптироваться в новом коллективе.
  4. Развитие фобий, в частности социофобии.
  5. Формирование депрессивных расстройств, развитие обсессивно-компульсивного расстройства.
  6. Формирование аддикций, в частности наркомании, игромании, алкоголизма.
  7. Пищевые аномалии, в частности, нервная анорексия, компульсивное переедание.
  8. Развитие всевозможных комплексов.

Психологические приемы

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • проблемы в личной жизни;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.
Читать еще:  Признаки перелома голеностопа: симптомы и методы диагностики повреждения, как определить травму и оказать первую помощь, лечение и советы по профилактике

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и панических атак. Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.

Предлагаю Вашему вниманию рекомендации касательно того, как пережить детскую психотравму.

  1. Недопустимо долгое время оставаться в одиночестве. Это может привести к выпадению из социума. Иногда человеку кажется, что родные неспособны помочь с его проблемами, ему не хочется навязывать свои переживания другим людям. Однако, выговорившись, станет легче. Иногда проще довериться кому-то постороннему. Зачастую облегчить состояние можно при помощи выплескивания своих переживаний.
  2. Совершайте будничные действия, выполняйте привычные задачи. Можно помогать людям, заниматься волонтерской деятельности, ощутить себя важным для кого-то.
  3. Проявляйте собственные чувства и эмоции. Если возникает потребность в слезах, не стесняйтесь плакать. Вы можете изливать свои эмоции, как напрямую, так и при помощи искусства, например, арт-терапии или путем физических нагрузок.
  4. Следите за своим здоровьем. Помните о том, что здоровый дух только в здоровом теле. Не забывайте, что в организме человека могут возникать психосоматические недуги в ответ на стрессовые ситуации. Поэтому так важно заниматься правильным питанием, следить, чтоб был полноценный сон, физические нагрузки, хоть минимальные, отсутствовали вредные привычки.
  5. Научитесь избегать стрессовых ситуаций или же, если с ними совладать не выходит, прибегайте к медитации, дыхательной гимнастики, релаксационным упражнениям.

Теперь Вы знаете, как избавиться от психотравмы, пришедшей из детства. Помните о том, что прошлое дает немалый отпечаток на Вашем настоящем. Не забывайте, что попытки придавить в себе былые воспоминания, не приведут ни к чему хорошему. Необходимо проработать травмы, прийти к осознанию того, что жизнь прекрасна и она продолжается.

Психологические травмы детства и пути их преодоления

Большинство людей, страдающих депрессиями, навязчивыми страхами и комплексами, относят причины своего патологического состояния к негативным факторам окружающей среды. Им сложно даже предположить, что истинными виновниками их проблем являются детские психотравмы. В действительности события, случившиеся в детском возрасте, давно уже стали неактуальными, трудности утратили свою злободневность, а стрессовые ситуации вспоминаются довольно смутно. Однако следствия детских психологических травм, не воспринимаемые на уровне сознания, прочно укрепились в подсознательной сфере, способствуя созданию специфической жизненной программы личности.

В клинике неврологии применяется комплексный вопрос. Одновременно с медикаментозным лечением, врачи проводят рабилитационную терапию. С пациентом работают психологи, которые помогают на глубинном уровне решить детские псхотравмы.

Детские психотравмы: причины формирования

Выявить объективную и однозначную причину детской психологической травмы не всегда легко, так как для интерпретации и значимости каждого события у человека имеются сугубо индивидуальные критерии. Однако можно с уверенностью утверждать, что негативное воздействие окружающей среды гораздо сильнее влияет на неокрепшую психику маленького ребенка. События, воспринимаемые зрелым человеком как незначительное и преодолимое препятствие, для детей могут стать огромной катастрофой.

Единственный объективный критерий, позволяющий оценить неблагоприятные обстоятельства, возникшие в жизни ребенка, заключается в сочетании следующих факторов: значимости события для малыша и силы его ответной эмоциональной реакции.

Детская психотравма является психотравмирующим событием, интерпретируемым ребенком как жизненно важное. Это явления, которые заставляют ребенка длительно и сильно переживать. Те обстоятельства, из-за которых пропадает душевное спокойствие, психическое равновесие. Для их преодоления требуются кардинальные изменения в поведении и мышлении.

По результатам многочисленных исследований психологи составили список наиболее труднопереносимых маленькими детьми и подростками событий. Итак, младенческие психологические травмы могут быть обусловлены следующими обстоятельствами:

  • моральным, физическим, сексуальным насилием;
  • смертью близких людей;
  • собственной болезнью или заболеванием родственников;
  • разводом родителей, уходом из семьи одного из взрослых;
  • неожиданным нарушением семейных взаимоотношений;
  • внезапным отчуждением родителя от ребенка;
  • предательством, обманом, несправедливостью со стороны близкого окружения, друзей и авторитетных для ребенка взрослых;
  • разочарованием, неудовлетворенностью от несбывшихся надежд;
  • воспитанием взрослых, ведущих аморальный образ жизни;
  • асоциальной атмосферой в коллективе и в семье, в которой взрослеет ребенок;
  • гиперопекой или недостатком родительского внимания;
  • колебательной стратегией воспитания малыша, отсутствием у родителей согласованных одинаковых требований к малышу;
  • ссорой с близкими друзьями по их инициативе;
  • ситуациями, в которых ребенок чувствует себя изгоем общества;
  • конфликтами в учебных коллективах;
  • несправедливым отношением, давлением со стороны учителей;
  • непомерной загруженностью ребенка внешкольной и учебной деятельностью.

По одной из версий, формирование детской психотравмы является частым следствием неправильной стратегии воспитания детей. В результате неконструктивные жизненные стереотипы взрослых передаются ребенку по наследству. Сформированные директивы, касающиеся правил жизни, ребенок перенимает от родителей, причем наследуется именно отягощенная форма установленных в семье деструктивных «правил игры».

Детские психотравмы: опасные последствия

Детские психотравмы влияют на замедление процесса социализации ребенка. Он не способен заводить друзей, общаться с новыми людьми, не может адаптироваться к новым условиям в коллективе. У детей с психологическими травмами сформирована почва для появления навязчивых страхов, развивается социофобия, для которой характерен страх перед человеческим обществом.

У ребенка с психотравмой развиваются разнообразные депрессивные расстройства, при которых глобальное ощущение своей вины может разрушительным образом влиять на все стороны жизни человека.

Стрессы, пережитые в детском возрасте, приводят к развитию обсессивно-компульсивных расстройств, когда под влиянием какой-то алогичной навязчивой идеи человек совершает странные защитные действия.

При наличии у человека неразрешенных детских проблем у них формируются аддикции – анормальные пристрастия, например, наркомания, алкоголизм, компьютерная зависимость, игромания. Лечение зависимости предлагает многопрофильный медицинский центр Москвы – Юсуповская больница. Благодаря применению современных методик и мультидисциплинарному подходу нашим врачам удается достичь высоких результатов лечения, вернув пациентов к нормальной полноценной жизни.

Психотравмы, полученные в детском возрасте, иногда проявляются у взрослых людей пищевыми аномалиями: компульсивным перееданием, нервной анорексией.

Кроме всего вышесказанного, справедливо утверждать, что все личностные комплексы обусловлены пережитыми травмами в детстве. Именно в детском возрасте формируются определенные черты характера, которые под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств могут достичь размеров акцентуаций и перерасти в разнообразные расстройства личности.

Как избавиться от детских психологических травм

Для того, чтобы избежать развития у ребенка психологической травмы родители должны обладать достойным уровнем педагогических и психологический знаний, которые помогут избранию верной стратегии воспитания малыша, не сопровождаемой деструктивными стереотипами.

Все силы родителей должны быть направлены на создание комфортной почвы для развития и становления личности, оказание всякого содействия в правильном преодолении наследником возникших проблем и трудностей.

Нужно не пренебрегать переживаниями ребенка, а стать надежным помощником, которому малыш сможет доверять без всяких сомнений и страха. Очевидные изменения в поведении ребенка должны стать для родителей сигналом о необходимости забить тревогу.

Малейшие признаки развития психотравмы должны быть поводом для обращения к психологу для разработки совместно с ним адекватной программы, позволяющую восстановить душевное равновесие у маленькой личности.

На сегодняшний день разработаны специальные психотерапевтические мероприятия, способствующие развитию у детей способности вести полноценную жизнь, устранению навязанных извне барьеров и устранения деструктивных стереотипов мышления, которые заложило в нем социальное окружение.

Диагностика и лечение заболеваний любой медицинской сферы проводится в Юсуповской больнице Москвы. Ультрасовременное оборудование клиники позволяет провести самые сложные исследования с максимально достоверными результатами и в кратчайшие сроки. Высокая эффективность лечения гарантируется благодаря большому практическому опыту наших специалистов, использованию передовых технологий и составлению индивидуальных программ терапии, с учетом особенностей заболевания и общего состояния пациента.

Читать еще:  Ножевое ранение в живот: сердце, шею, первая помощь при ударе

Записаться на прием к специалисту, узнать стоимость медицинских услуг можно по телефону Юсуповской больницы или через форму обратной связи на нашем сайте. Врач-координатор ответит на все ваши вопросы.

Психологические травмы детства

Психологические травмы детства – тяжелое потрясение для ребенка, которое меняет его эмоциональное состояние. Малыши восприимчивы к негативному воздействию, сильно влияющему на их психику. Родители редко могут самостоятельно справиться с проблемами.

Используй поиск

Какие бывают психологические травмы детства

Выделяют множество разновидностей эмоциональных потрясений, вызывающих тревожное чувство, расстройство психики:

  • насилие (моральное, эмоциональное, физическое, сексуальное);
  • смерть, тяжелая болезнь близких;
  • тяжелая болезнь пациента;
  • развод родителей, выяснение отношений перед детьми;
  • частые отрицательные эмоции в отношениях с родственниками, друзьями, родителями, что заставляет ребенка быть отчужденным по отношению к ним;
  • рухнувшие надежды перед ближайшим или дальним будущим;
  • насильственное, аморальное воспитание;
  • нахождение малыша в асоциальной среде;
  • отсутствие внимания со стороны взрослых;
  • чрезмерная опека;
  • расхождение взглядов матери и отца в отношении воспитания;
  • конфликты в коллективе;
  • отсутствие справедливости, давление на психоэмоциональное состояние;
  • сильная загруженность, устраняющая свободное время.

Психологи считают, что эмоциональная травма в большинстве случаев возникает из-за неверного воспитания. У многих взрослых существуют стереотипы из собственного детства, которые они передают по наследству детям. Например, отца били в детстве, поэтому он применяет тот же насильственный метод в отношении своих детей.

Негативные события влияют на эмоциональную сферу пациента, без отсутствия лечения его состояние постепенно ухудшается.

Пути преодоления психологических травм

Чтобы устранить влияние психологического потрясения, используют несколько методов.

Родители должны выбрать наиболее подходящий:

  1. Устранение причины, образующей травматическое состояние. Если пациент испытывает сильное чувство страха перед взрослыми, которые его бьют, полностью устраняют физическое насилие.
  2. Посещение психолога или психотерапевта. Врач выясняет причину психотравмы из разговора с пациентом. Это позволяет предотвратить негативные последствия, которые могут навредить здоровью и жизни.
  3. Родители должны больше проводить времени с малышом в период детского и подросткового возраста. Своевременно выявив переживания, расстройства, чувство вины, предотвращают последствия.
  4. Дать больше времени для игр, общения с друзьями. Радостные моменты в жизни улучшают эмоциональное состояние любого человека.
  5. Оградить малыша от ситуаций, которые могут травмировать его. Запрещено использовать насилие, кричать, ругать без причины.
  6. Разговаривать с воспитателями или учителями о поведении ребенка на занятиях и в условиях социума. Если его притесняют, обижают, это может навредить ему.

Взрослые должны создать для ребенка возможность получить счастливое детство. Любые стрессы негативно влияют на него, изменяют жизнь.

Какие психотравмы детей могут привести к алкоголизму и наркомании

Многие травмы, полученные в детском возрасте, приводят к вредным привычкам. Пациент пытается забыться, поэтому затуманивает сознание.

Чаще всего причиной становятся:

  • физическое, сексуальное и психическое насилие;
  • пристрастие родителей к алкоголю, никотину, наркотикам;
  • смерть, болезнь родственников, друзей;
  • негативное отношение, запугивание со стороны сверстников и друзей;
  • сильная загруженность, из-за которой возникает постоянная усталость.

Родителям важно выявить проблему на начальных этапах, чтобы устранить ее. Первоначально ребенок начинает чувствовать усталость, много спит, плачет. С этими симптомами обращаются к психологу.

Тест на психологическую травму

Психотравма – нарушение психоэмоционального состояния после пережитого потрясения. Причина может быть в физическом или психическом насилии, негативном чувстве, смерти близкого.

Благодаря тесту психолог может выявить наличие травмы, но определить причину можно только при помощи опроса пациента. Узнают о его отношениях с родителями, друзьями, близкими. Выявляют его отношения с людьми во время обучения в школе и в высшем учебном заведении. Негативные действия близких и посторонних людей могут повлиять на психику.

Врач последовательно задает пациенту вопросы, согласно тесту.

  1. Насколько увеличилось или уменьшилось количество друзей по сравнению с прошлым годом?
  2. Есть ли чувство вины за пережитые события?
  3. Возможно ли применение физической силы при появлении обидчика?
  4. Приводят ли воспоминания о прошлом в печаль, негодование, расстройство?
  5. Способность или отсутствие возможности вступать в близкие контакты с противоположным полом.
  6. Качество ночных сновидений, появление кошмаров. В каком настроении просыпается пациент?
  7. Наличие или отсутствие мыслей о суициде при воспоминании о прошлом.
  8. Способность испытывать эмоции или их отсутствие.
  9. Бывают ли вопросы к самому себе, почему человек все еще жив, а близкие ему люди мертвы?
  10. Бывают или нет негативные воспоминания о прошлом?
  11. Отсутствие или наличие резкого упадка сил без видимой причины.
  12. Трогают ли пациента моменты, при которых остальные люди плачут, смеются, испытывают другие эмоции?
  13. Существование или отсутствие фантазий, вызывающих у пациента страх, негодование и другие отрицательные эмоции.
  14. Трудно или нет работать продолжительное время?
  15. Возможность или отсутствие сосредоточенности.
  16. Возможность появления беспричинного плача, резкого изменения настроения.
  17. Существование запуганности, страха от собственных мыслей и желаний.
  18. Как пациент реагирует на резкий шум?
  19. Невозможность рассказать посторонним людям или близким о действии пациента, которое он предпринял в прошлом.

На эти вопросы и утверждения отвечают утвердительно, отрицательно или сомнительно. По результатам тестирования врач определяет нормальность или отклонения в функционировании психики. Если сомнителен только 1 ответ, это не говорит о наличии психологического потрясения.

Важен индивидуальный подход, близкий контакт с пострадавшим, разговор. По появившимся симптомам психолог предполагает диагноз в виде психотравмы. Чтобы выяснить причину, которая могла травмировать, проводят беседу, выявляя переживания, эмоции.

Психотравмы подростков в школе

У большинства людей психотравмы возникают в школьный период.

В это время появляется большая нагрузка на эмоциональное состояние по следующим причинам:

  • появление нового коллектива, который бывает не сплоченным, агрессивным;
  • ученики, которые учатся хуже, чувствуют себя слабее других;
  • большая нагрузка, с которой справляется не каждый ученик;
  • буллинг – травля, агрессия по отношению к ребенку, который слабее других учеников;
  • плохие взаимоотношения с родителями, недовольными прогрессом и полученными оценками;
  • большая загруженность ребенка, который после школы ходит на дополнительные занятия, кружки;
  • негативное отношение учителей, которые проявляют агрессивность, неподобающую должности;
  • неразделенная дружба, любовь, симпатия к другим детям.

Большинство людей недоброжелательно вспоминают о школьных годах. Для них это стрессовое состояние, с которым они не справляются. Из-за негативного состояния в школьные годы пациент в дальнейшем может вести себя агрессивно по отношению к другим людям, не хотеть сближаться с ними, работать.

Помимо частых причин, возникают редкие случаи, из-за которых возникает травма на всю жизнь:

  • смерть, тяжелая болезнь друга по школе;
  • насилие, избиение пациента другими учениками или людьми старшего возраста, находящимися в стенах школы;
  • сексуальное насилие со стороны других детей или учителей.

Подобные травмы должны заподозрить родители при резком изменении настроения, поведения подростка. Если помощь не оказана своевременно, могут возникнуть последствия для его психики. Например, он не сможет вступать в близкий контакт с другими людьми.

При полном нежелании обращаться к врачу, родители помогают справиться с эмоциональным потрясением самостоятельно. Они должны стать опорой, постоянно поддерживать. С ребенком проводят больше времени, чтобы он почувствовал себя нужным.

Разница между психической и психологической травмой

Психологическая травма – потрясение, после которого меняется эмоциональный фон, но повреждение психики не образуется. То есть человек продолжительное время не контактирует с людьми, плачет, обижается. Но после самостоятельного восстановления он продолжает жить дальше без сильных негативных ощущений.

Психическая травма – события, приводящие к нарушению психики:

  • нежелание сближаться с другими людьми;
  • постоянный страх перед будущим;
  • мысли о суициде;
  • боль на физическом и психическом уровне при воспоминании о прошлом;
  • ухудшение здоровья из-за негативных эмоций (повышение артериального давления, обмороки, депрессия);
  • агрессивное поведение, применение насилия, негативное отношение к людям;
  • частые депрессии.

Если поражение психологическое, пациент может справиться самостоятельно или обратиться за поддержкой к близким. Постепенно все неприятные воспоминания полностью исчезнут, останется лишить легкое расстройство.

Психическая травма требует лечения у психиатра. Помощь родственников может привести к ухудшению самочувствия, постоянному чувству вины, депрессии. Чем раньше обратиться за помощью, тем выше возможность полного восстановления после прохождения курса терапии.

Как помочь близкому с психотравмой

Чтобы выбрать способ адекватной помощи, подбирают лучший вариант лечения для пациента. Он зависит от его эмоционального состояния, наличия негативных ощущений.

Можно начинать с наиболее простых методов, переходя к сложным, в зависимости от прогресса терапии:

  1. Разговор. Выясняют, какой период жизни привел к негативному состоянию. Определяют травматическую причину, чтобы устранить ее.
  2. Постоянное нахождение рядом с пострадавшим. Не рекомендуется оставлять его одного, чтобы он не смог себе навредить.
  3. Метод отвлечения. Используют спорт, хобби, уборку дома. Чем меньше он думает о детских или взрослых переживаниях, тем ниже риск осложнений.
  4. Выводят пострадавшего в общество, не дают ему быть наедине со своими мыслями. Новые знакомства приведут к дружбе, возникновению привязанности и любви. Положительные эмоции благоприятно влияют на состояние пострадавшего.
  5. Воздействие другим стрессом. Применяют стрессовые состояния в виде прыжка с парашютом, управления самолетом, катания на серфинге. Это поможет забыть прошлое, приобрести новые положительные эмоции.
  6. Завести животное. Людям помогают переживать негативные обстоятельства в жизни собаки, кошки и другие животные. Питомец положительно относится к хозяину, вызывает только добрые ощущения.
  7. Обратиться к психологу или психотерапевту. Врач на осмотре выявит причину ухудшения физического, психического самочувствия с помощью простых методов. Терапия проводится с помощью лекарственных препаратов, психологических консультаций. Можно не только выявить причину, но и полностью устранить ее.
  8. Употребление легких седативных препаратов. Лучше, если их назначит врач. Самостоятельно можно купить Афобазол, Новопассит. Их применяют только в крайних случаях, чтобы предотвратить нервный срыв. Лекарства употребляют по инструкции, недопустима передозировка. При ее появлении образуется слабость, усталость, вялость, падение артериального давления, резкий упадок сил.
Читать еще:  Болит голова в области затылка и висков: сильные головные боли

Психологическое потрясение для многих пациентов появляется в легкой форме. Другие воспринимают изменения серьезно, поэтому меняется их поведение, свойства характера, отношение к другим людям.

Врачи советуют не пить лекарства самостоятельно, так как пациент может неправильно подобрать дозировку и курс. Близкие родственники помогут справиться с проблемой. Они направят пострадавшего к психологу или попытаются обойтись без его помощи.

Причины и способы избавления от психологических травм детства

Большинство людей, у которых есть комплексы, страхи или часто возникают депрессии, не знают истоков подобных проблем. Они связаны с детством и тем, что происходило в моменты их взросления. Психологические травмы детства влияют на развитие человека в дальнейшем. Из-за неразрешённых ситуаций возникают страхи, неуверенность в себе, комплексы, боязнь окружающих. Чтобы разрешить психологические проблемы, требуется заглянуть в прошлое и выяснить их причины.

Причины детских психотравм

Чтобы избавиться от детских психологических травм, необходимо разобраться с их причинами. Причин развития отклонений, которые мешают человеку в дальнейшем множество. К самым частым из них относятся:

  1. Серьёзное заболевание, протекающее в детском возрасте. При болезненном состоянии ребёнок ощущает себя слабым и не понимает из-за чего это происходит. По этой причине может складываться боязнь того, что подобное состояние будет преследовать его постоянно. В зрелом возрасте такой человек будет постоянно присматриваться к своему организму и искать подвох. Возникает страх появления болезней, травм и других нарушений работы организма.
  2. Насилие со стороны взрослых. Психотравмыпоявляются из-за насильственных действий со стороны родителей, учителей, воспитателей. Насилие может быть психологическим, физическим и сексуальным. Последствия от подобного отношения могут развить у ребёнка ряд комплексов, страхов. Ребёнок будет не общительным, запуганными или, наоборот, агрессивным.
  3. Предательство взрослых. Это может быть развод родителей, несправедливое отношение домочадцев. Если случился развод и кто-то из взрослых покинул семью, ребёнок будет с детства негативно относится в любым серьёзным отношениями. В дальнейшем ему будет трудно наладить отношения со сверстниками и найти любимого человека.
  4. Отсутствие должного внимания в отношении ребёнка. Когда малыш в детстве не ощущает родительской заботы, ласки, защиты и внимания, он представлен сам себе и своим переживаниям. В дальнейшем он может не проявлять этих чувств по отношению к окружающим людям.
  5. Смерть родственника. Самая величайшая катастрофа, которая может произойти в детстве ребёнка, это смерть близкого родственника. Он может замкнуться в себе, что приведёт к непоправимым последствиям в дальнейшем.

На дальнейшее развитие ребёнка может повлиять негативное отношение сверстников. Постоянные издевательства угнетают психику и общее состояние малыша. Это формирует ряд комплексов и неприязнь к себе.

Психологи выделяют определённые фразы, которые могут негативно повлиять на развитие ребёнка в дальнейшем. Их могут непреднамеренно употреблять взрослые во время разговора с малышом. Фразы:

  1. Лучше бы ты родился похожим на (имя другого знакомого ребёнка). Это прямое принижение достоинств ребёнка и выделение его недостатков. Из-за постоянных сравнений малыш будет пытаться слиться с толпой и не выделяться.
  2. Хватить поступать как маленький, ты уже взрослый. Умышленное лишение ребёнка детства. Из-за подобных фраз он будет быстрее становится самостоятельным, однако, не чувствует всей радости детства.
  3. Лучше бы ты не родился. Это серьёзнейшая фраза, которая заставляет ребёнка думать о том, что он не нужен в этом мире и ему лучше умереть. Последствия могут быть катастрофическими.
  4. Ты никогда не вырастешь. Эта фраза сковывает действия малыша и не даёт ему учиться самостоятельности. Приводит к медленному взрослению и невозможности осознать окружающий мир.
  5. Перестань мечтать и займись делами. После этих слов ребёнок будет отказываться от собственных мыслей и размышлений, потеряет интерес к логическому мышлению.
  6. Прекрати ныть. Это грубая форма насильственного отказа от чувств. Неразрешённые проблемы накапливаются в подсознании и проявляются в дальнейшем в виде серьёзных психологических проблем.

Родители могут говорить ребёнку, чтобы он никому не верил и был аккуратен. Это приводит к ухудшению общения со сверстниками, нежеланию заводить новые знакомства, плохому восприятию наставлений взрослых.

Психологическая помощь пережить травму ребенка

Чтобы исключить появление психологических травм у ребёнка, родителям требуется продумать план его воспитания до мелочей. Нельзя давать эмоциям верх во время ссор. Важно контролировать каждое слово, которое взрослый говорит в адрес ребёнка. Главная задача родителей при воспитании — создать уютную атмосферу, в которой будет место заботе, ласке, обучению и спокойному разъяснения спорных ситуаций. Взрослым нужно уметь разрешать сложные ситуации, а не пускать их на самотёк.

Если же система воспитания дала сбой и появились признаки развития психологической травмы, требуется провести с ребёнком разъяснительную беседу. Проводить её должен детский психолог или воспитатель. После беседы с малышом нужно поговорить с родителями и выяснить причины конфликта. Специалисту важно не допустить повторения подобной ситуации в дальнейшем.

Характерные проявления

Родителям, воспитателям требуется уметь распознавать тревожные признаки, которые сигнализируют о наличии психологической травмы. Если вовремя диагностировать появление проблемы, можно самостоятельно помочь ребёнку разрешить проблемную ситуацию. На что стоит обратить внимание:

  • подавленное состояние;
  • отсутствие аппетита;
  • изменчивое настроение;
  • избегание сверстников;
  • боязнь взрослых;
  • чувство вины;
  • желание подчиняться;
  • наличие визуальных повреждений на теле ребёнка;
  • неопрятный внешний вид;
  • отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг;
  • агрессия, направленная на окружающих;
  • тремор;
  • паралич;
  • частые истерики;
  • тревожное состояние, страх.

Когда развиваются психологические травмы, состояние ребёнка нарушается. Он перестаёт заниматься повседневными делами, теряет аппетит. Начинаются проблемы со сном, снижается успеваемость в школе или детском саду. Малыш перестаёт общаться со сверстниками, его не интересует то, что завлекает других детей.

Один признак может не говорить о том, что у ребёнка развивается психологическая травма. Однако, если присутствует комплекс нарушений, требует обратить на это особое внимание.

Последствия

Если же определить наличие психологической травмы вовремя не удалось, могут возникнуть осложнения. К ним относятся:

  1. Неуверенность в себе. Считается первым признаком прогрессирования запущенных детских страхов. Человек не чувствует уверенности в любых начинаниях. Из-за этого он начинает презирать и корить себя по любым неудачам. Состояние постепенно ухудшается.
  2. Страхи. Страхи могут быть связаны с различными сферами жизни. Они возникают касательно познания чего-то нового. При отсутствии психологических бесед, страхи начинают управлять человеком и провоцируют его на осуществление неосознанных поступков. Постепенно он замыкается в себе из-за боязни окружающего мира.
  3. Панические атаки. Под воздействием психологических проблем человек может выплёскивать негативную энергию на окружающих, не контролируя этот процесс. В сложных ситуациях у него могут возникать панические атаки, которые будут выбивать из колеи.
  4. Недоверие к окружающим. Серьёзное последствие, развивающее ненависть к окружающим людям. Из-за этого человек не сможет нормально завести дружеские отношения, найти любимого человека.
  5. Бесчувственность, жестокость, хладнокровность. Страшные последствия, которые крайне сложно исправить. При взрослении ребёнок может не проявлять чувства сочувствия к другим людям, домашним питомцам.

В подростковом возрасте психологические травмы детства могут привести к алкоголизму, наркомании, отчуждению от общества, склонности к насилию, нарушениям закона. Комплексы могут довести подростка до суицидального состояния. Из-за этого важно вовремя применить психологическую помощь.

Психологические приемы

Для посещения психотерапевта, взрослому человеку следует обратить внимание на своё общее состояние. Тревожными весточками являются:

  • замедленное развитие;
  • проблемы в общении с другими людьми;
  • невозможность сопереживать, сочувствовать;
  • проблемы с осознанием мира в общем;
  • частые депрессии;
  • уныние;
  • жизнь воспоминаниями;
  • появление зависимостей.

Комплексное лечение может назначить только специалист. Самыми популярными психологическими приёмами являются:

  1. Наблюдение за маятником. Человеку нужно сосредоточиться на своих переживаниях, проблемах, негативных воспоминаниях, а глазами следить за раскачивающимся маятником. Этот метод помогает снизить трагичность негативных событий из прошлого и их воздействие на настоящее.
  2. Пустой стул. Психологический метод общения с невидимым собеседником. Человеку требуется представить, что на стуле перед ним сидит тот, кому он доверяет. После представления пациенту нужно выложить все угнетающие моменты из прошлого невидимому собеседнику. Прошлое отступит, появится ясность в настоящем, будущем.
  3. Схематический подход. Психотерапевт советует пациенту завести дневник, в котором он будет записывать переживания, возникающие страхи, описывать стрессовые ситуации. Помимо дневника, психотерапевт проводить развлекательные и информационные беседы с пациентом. Так преодолевается страх к социальным отношениям, окружающим, построению новых знакомств.

Комплексный подход помогает быстро исправить сложившуюся ситуацию.

Специалисты дают ряд советов, которые помогут справиться с детскими травмами:

  1. Чаще общаться с людьми, меньше времени оставаться в одиночестве. Периодически требуется выговариваться перед родственниками, друзьями. Это помогает снизить психологическое давление.
  2. Следить за здоровьем. Отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, сделать дневной график.
  3. Стараться избегать стрессовых, конфликтных ситуаций.

Нельзя акцентировать внимание на неудачах. Требуется заниматься повседневными делами, не смотря на проблемы. Поддерживать отношения с близкими родственниками, найти увлечение, хобби. Заниматься тем, что приносит удовольствие.

Психологические травмы детства мешают человеку вести нормальный образ жизни в дальнейшем. Они могут приводить к серьёзным последствиям — появление страхов, комплексов, нежелание общаться с другими людьми. Важно обращать внимание на изменение общего состояния, чтобы вовремя определить наличие развивающейся проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector