Наложение шины при переломе бедренной кости: правила, транспортной

Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин.

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Основные признаки повреждений бедра:

· боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;

· движения в суставах невозможны или значительно ограничены;

· при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;

· движения в суставах невозможны;

· отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.

Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра — это шина Дитерихса.

Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис. 2). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.

Рис. 2. Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцами

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Иммобилизация лестничными шинами. Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами. Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе. Нижний конец изгибают в форме буквы « Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.

Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы. Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы. Нижний конец ее также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют марлевыми бинтами (рис. 3).

Рис. 3. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра

Точно также, при отсутствии других стандартных шин, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами.

При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.

Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:

1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.

2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.

3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).

4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.

5. Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.

Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис. 4).

Рис. 4. Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра: а – из узких досок; б – при помощи лыж и лыжных палок.

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис. 5 а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. 5 б).

Рис. 5. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»: а – простая иммобилизация;
б – иммобилизация с легким вытяжением

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.

Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Первая медицинская помощь при переломах голени. Общие правила наложения шин.

Основные признаки повреждений голени:

— боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени;

— деформация в месте повреждения голени;

— движения в голеностопном суставе невозможны или значительно ограничены;

— обширные кровоподтеки в области повреждения.

Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см (рис. 6).

Рис. 6. Иммобилизация тремя лестничными шинами повреждений голени: а – подготовка лестничных шин; б – наложение и фиксация шин

Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют марлевыми бинтами.

Иммобилизация может быть выполнена двумя лестничными шинами длиной по 120см (рис. 7).

Рис. 7. Иммобилизация двумя лестничными шинами повреждений голени

Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:

1. Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).

2. Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.

3. Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.

4. Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.

5. Сдавление ноги тугим бинтованием при укреплении шины.

6. Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.

Иммобилизация повреждений голени при отсутствии стандартных шин может быть выполнена подручными средствами (рис. 8).

Рис. 8. Транспортная иммобилизация повреждений голени подручными средствами

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Наложение шины при переломе бедренной кости

Наложение шины при переломе бедренной кости требуется во всех случаях до приезда врача.

Читать еще:  Грыжа белой линии живота: лечение без операции, симптомы

Около 6 % всех переломов – это переломы бедренной кости. Поврежденная кость болит, деформируется, а передвигаться становится трудно и болезненно.

Используй поиск

Как наложить шину

При переломе бедренной кости требуется, успокоив человека, правильно наложить фиксатор быстро. Основная цель – закрепить 2 сустава, ниже и выше перелома.

Сгибать колено не нужно. Для процедуры понадобятся 3 вещи: бинты, ткань и деревянные доски в качестве шин.

Сначала положите ткань на поясницу и щиколотку. Перебинтовываем эти места. Доски размещаем параллельно к бедру конечности. Одну кладем возле подмышки, ее край должен быть длиннее стопы. Вторую размещаем от паха и до конца первой шины, после – зафиксируйте бинтами.

Если нет досок, используйте лыжи, палки, крепкие ветви или предметы, которые подойдут по длине. Установите стопу под прямым углом, после – примените мягкую прокладку в тех местах, где выступает кость.

Когда нет необходимых материалов для наложения бандажа, рекомендуем метод “нога к ноге”. Между ног положите одеяло или плед. Перемотайте бинтом щиколотки, места выше и ниже колен, так бедро будет зафиксированным. Не затрагивайте область травмы.

При нарушении кровообращения чувствуется онемение, легкое покалыванием, усиление боли. – ослабьте повязку.

Как наложить транспортную шину

Можно воспользоваться шиной Дитерихса. Она состоит из 2 палок и подставки из дерева для стопы. Планки раздвижные, подходят человеку с любым ростом.

Дитерихс сделал шину так, что длинная планка раздвигается до 171 см, а короткая до 146 см. Подставка оснащена проволочной рамкой для планок, ремнями для фиксации стопы и палочками-закрутками со шнурком.

Шина накладывается поверх одежды, плоской обуви. Начинаем с подставки для стопы. Фиксируем ее, как восьмиобразную повязку. После – накладываем длинную планку к наружной поверхности бедра. Верхний конец должен упираться в область подмышечной впадины. Другой конец нужно вставить в проволочную раму, чтобы он выступал на 10-15 см.

Длинную планку зафиксируйте на уровне груди. Аналогично приставьте короткую планку по внутренней поверхности ноги. Подогните её по длине, соединив упор. Фиксацию делаем на уровне верхней трети бедра. Чтобы вытянуть конечность, палочку-закрутку со шнуром продевают в отверстие. Циркулярными ходами бинта фиксируем всю ногу.

Как правильно иммобилизовать больного

Иммобилизация должна проходить правильно, чтобы не усугубить травму. Для этого человека нужно положить спиной на носилки.

Травмированного больного зафиксировать к носилкам с помощью простыней, ткани, длинной одежды.

Перекладывать пострадавшего нужно аккуратно, не усугубляя перелом. Не транспортируйте раненого на носилках без щита. Во избежание осложнений, контролируйте кровообращение в периферийной зоне конечности. Тон кожи становится синим при неправильном кровообращении, так вы сможете заметить его нарушение.

Виды и типы переломов

Лечебный комплекс хирургических или терапевтических процедур подбирается врачом в зависимости от виды и типа повреждения.

Любая часть костной ткани бедра может быть травмирована, что заставляет квалифицировать разломы по следующим видам:

  • Дистальные – в нижней части бедра;
  • Диафизарные – основного тела кости;
  • Проксимальные – повреждение верхней части кости.

По типу переломы:

  • Открытые – с разрывами окружающих мягких тканей и связок;
  • Закрытые, без смещения костных фрагментов.

Открытые переломы – самые опасные, сопровождающиеся болевым шоковым состоянием. Сильно повредить близлежащие мышцы, нервные окончания или кровеносные сосуды могут отдельные костные фрагменты, что вызывает нестерпимую боль и появление кровотечений. Закрытые переломы правой бедренной кости без смещения не всегда распознаются вовремя, но несут визуальные изменения тазобедренного сустава и конечности.

Подробнее о разновидностях

Трубчатая кость бедра – это самый крупный анатомический сегмент нижних конечностей. Состоит она из основного тела, головки и шейки, располагающихся в верхней части.

Переломы в нижней части бедра

Дистальные переломы случаются реже остальных. Случаются они во время сильного падения на колени или прямых ударов по ним, что приводит к отламыванию одного или 2 костных фрагментов. Лечение назначается терапевтическое, требующее установки и закрепления отломков на срок до шести недель.

Диафизарные повреждения

Для данного вида травм характерна сильная, острая боль и потеря возможности самостоятельного передвижения.

  • Поперечные;
  • Спиралевидные;
  • Оскольчатые;
  • Без образования осколков;
  • Со смещением относительно оси кости;
  • Без смещения.

Травмы верхней части бедра

Самыми частыми, сложными и опасными считаются проксимальные костные повреждения, требующие долгого терапевтического или хирургического лечения. Период восстановления при определенном типе травмы может быть сильно растянут, что неблагоприятно сказывается на здоровье пожилых людей.

Локализация травмы может быть в:

По характеру разлома травмы шейки бедра бывают:

  • Латеральные – (с боковым разломом);
  • Медиальные – (с срединной линией разлома);
  • Со смещением;
  • Без смещения.

Переломы со смещением головки характеризуются вхождением отломков в кость или размещением головки вниз вовнутрь/вверх кнаружи.

Признаки перелома

Симптомы при повреждении кости бедра сводятся к следующему:

  1. Невозможность самостоятельного передвижения больного.
  2. Самопроизвольное выворачивание конечности наружу.
  3. Укорачивание поврежденной ноги.
  4. Острая или ноющая боль в паховой области и бедренном суставе.
  5. Сильное опухание и отек ноги, появление кровоподтеков.
  6. Усиление болевых ощущений во время нажатия на место повреждения.

Игнорировать признаки нельзя! Но, в зависимости от виды травмы, они будут не явно выраженными, а больной может не чувствовать болевые ощущения и передвигаться самостоятельно, опираясь на поврежденную ногу. Несвоевременное обращение к врачу может закончиться потерей трудоспособности и даже смертью.

Разломов со смещением

При падении, столкновении или прямого удара возникает перелом кости со смещением осколков в любых направлениях.

  • Острая боль, болевой шок;
  • Отек ноги с явно выраженными кровоподтеками;
  • Укорачивание конечности;
  • Кровотечение.

Лечение хирургическим путем позволяет быстро восстановить костные ткани, без риска их неправильного сращивания. При противопоказаниях к операции больному назначают вытяжение скелета. В общей сложности консервативное лечение длится около 12 месяцев с фиксацией больного в статистическом положении.

Проксимальных травм

Повреждается внутренняя часть сустава или окружающая костная область с травмой вертелов (внесуставные переломы). Признаки поражения;

  • Умеренная, ноющая боль в паховой и тазобедренной зоне, которая усиливается при активных движениях, характерна для внутрисуставных переломов;
  • Острая боль и болевой шок – это вертельный перелом бедренной кости;
  • Нога выворачивается в другую сторону;
  • Сильное опухание мягких тканей;
  • Невозможность поднятия и распрямления конечности в лежачем положении;
  • Отеки, кровоподтеки.

Полностью излечить перелом в районе шейки можно только хирургическим методом.

Дистальных переломов

Прямые удары по коленным суставам приводят к разлому мыщелка, характеризующийся следующими признаками;

  • Интенсивной болью в коленной и бедренной области;
  • Обездвиживанием конечности;
  • Отеком колена;
  • Выворачиванием голени во внешнюю сторону.

Лечение заключается в накладывании гипса или операции, если раздробленная кость не поддается сопоставлению. Через 4-5 месяцев трудоспособность пациентов восстанавливается.

Большое значение при переломах имеет правильное лечение, последующая реабилитация, направленная на ускоренное выздоровление. Полноценный отдых, избегание физических нагрузок и выполнение лечебной гимнастики позволят пациенту быстрее вернуть утраченную подвижность и радость жизни.

Особенности анатомии

Бедро – одна из крупных костей организма. Расположена она между тазом и берцовыми костями. Образует 2 сустава – тазобедренный и коленный.

В области тазобедренного сустава кость имеет 2 шейки – анатомическую и хирургическую. Конец кости имеет 2 вертела, которыми прикрепляется к вертлужной впадине тазовой кости.

Эффективные методы

Травмы должны лечиться только в стационарах. Все переломы лечатся путем хирургического сопоставления отломков.

Лечение перелома в пожилом возрасте переносится наиболее тяжело, но консервативным путем правильно срастить кость нет возможности. Переломы шейки бедра у пожилых людей требуют металлоостеосинтеза – в кость в месте перелома помещается металлический стержень, который соединяет отломки.

При переломах диафиза отломки соединяются накостным способом – на поверхность кости накладываются металлические пластины, закрепляемые болтами. При таком способе сращение кости происходит быстрее, но все же требуется определенный период иммобилизации.

Читать еще:  Болят ноги от колена до ступни: боли до стопы, причины, лечение

Кроме операции, пациентам требуется медикаментозная поддержка. Назначаются препараты для улучшения микроциркуляции в области повреждения – курантил, пентоксифиллин.

Необходимы обезболивающие и противовоспалительные препараты. На длительный прием назначаются препараты кальция.

Восстановительно-реабилитационная программа

После основного лечения – необходим курс восстановительного лечения.

Сроки восстановления и последствия зависят от мероприятий реабилитации:

  • Приемы лечебной физкультуры;
  • Укрепляющий массаж;
  • Аквааэробику;
  • Полезны занятия на гимнастическом мяче, плавание в бассейне.

Часто бедро ломается в результате автомобильной аварии, при столкновении с бампером автомобиля.

У пожилых частой причиной повеждений является падение, особенно в зимний гололед.

При падении с высоты обычно происходит сочетанный перелом бедра и таза в области сустава.

Переломы такой крупной кости, как бедро, достаточно легко определяются при осмотре. Более трудно определить перелом в проксимальной части, в области шейки бедра.

Для подтверждения диагноза используется рентгенографический метод. Он позволяет точно установить локализацию перелома, оценить степень повреждения прилежащих тканей, обнаружить свободно лежащие отломки. Часто других методов диагностики не требуется.

Первая помощь

Это тяжелая травма, которая может привести даже к летальному исходу. Медицинская помощь должна оказываться уже на месте происшествия.

При видимом кровотечении из поврежденных крупных сосудов необходимо наложить кровоостанавливающий жгут. Жгут нельзя накладывать более чем на 2 часа, чтобы не произошло некроза тканей.

Во время транспортировки вводятся обезболивающие препараты, при необходимости проводится инфузионная терапия для восстановления объема потерянной крови.

Факторы риска

Выделяют очень распространенные причины ослабления:

  1. Гомоцистеин (токсичная “естественная” аминокислота, которую связывают с причинами сердечных заболеваний).
  2. Другие нарушения метаболизма костной ткани, болезнь Педжета, остеомаляция, остеопороз и остеопсатироз. Нарушение метаболизма костной ткани может вызвать усталостный перелом в верхней части бедра.
  3. В редких случаях причинами перелома бедра будут доброкачественные или злокачественные накостные опухоли.
  4. Метастазы рака, образующиеся в проксимальной бедренной кости могут ослабить костную ткань и вызвать патологический перелом бедра.
  5. Инфекции костной ткани в редких случаях приводят к перелому бедра.

Методы наложения транспортной шины для фиксации перелома бедра до прихода скорой помощи

Правильное обездвиживание конечности после травмы существенно влияет на состояние пациента, развитие патологии. Транспортная шина для фиксации перелома бедра обеспечивает стабильное положение конечности без угрозы дополнительного смещения, повреждения соседних тканей. Важность оперативной иммобилизации связана с риском осложнений, ведущих к непоправимым последствиям.

Клиническая картина

Переломы бедра по локализации происхождения разделяются на 2 вида:

  • повреждения проксимального отдела;
  • травмы диафиза.

Переломы шейки, вертельной части бедра характерны для лиц пожилого возраста. Падения, резкие повороты становятся причиной анатомических нарушений.

Яркие симптомы свидетельствуют о травме:

  • резкая боль;
  • деформация конечности с укорочением, поворотом кнаружи;
  • «прилипшая пятка» — невозможность приподнять ногу в положении лежа;
  • ограничение двигательной активности.

Перелом диафиза возникает вследствие падения, удара. Травма фиксируется часто у спортсменов-лыжников. Значительное смещение костных отломков обусловлено сокращением прикрепленных к бедру мышц. К общим симптомам повреждения добавляется патологическая подвижность в зоне анатомического нарушения. Любые движения после получения травмы приводят к увеличению расхождения отломков, дополнительным повреждениям.

Доврачебная помощь

Транспортная шина при переломе бедра обеспечивает безопасную доставку пострадавшего в стационар. Наложение фиксатора требует определенных навыков. Если человек не готов грамотно оказать помощь, то лучше сохранить неподвижное положение пострадавшего, травмированной конечности создать покой, дождаться приезда бригады врачей. Изготовлением самодельной шины занимаются только при отсутствии скорой медицинской помощи.

Проведение доврачебных мероприятий заключается в обезболивании места травмы таблетками-анальгетиками либо внутримышечной инъекцией аналогичного препарата. Важным фактором является остановка кровотечения при открытых формах повреждения. Наложение жгута допускается не более чем на 2 часа летом, на 1 час — зимой. Края раны можно обработать антисептиком, закрыть зону поражения стерильной салфеткой, перевязать бинтом.

Транспортировка при переломе бедра осуществляется после наложения шины, обеспечивающей неподвижность всей конечности.

Иммобилизация любым видом фиксатора охватывает суставы конечности:

Врачи скорой помощи доставляют специальные шины, которые накладывают на месте происшествия, так как перевозить больного с переломом бедра можно только с установленным фиксатором в области поражения.

Иммобилизацию проводят с помощью:

  • шины Дитерихса. Конструкция состоит из раздвижных деревянных планок, подстопника. Жесткая фиксация охватывает участок от подошвы до тазобедренного сустава;
  • пневматической шины. Эффект иммобилизации достигается посредством накачанного воздуха в специальные камеры. Форма шины может видоизменяться. Не допустить сдавливания тканей помогает индивидуальный уровень закачки сжатого воздуха.

Транспортировка больного при переломе бедра без фиксирующего устройства запрещена.

При отсутствии современных средств обездвиживания применяют лестничные шины Крамера из жесткой проволоки. Моделирование позволяет осуществлять подбор по форме здоровой конечности. Недостаток устройства — в небольшой прочности.

В крайнем случае, когда врачи не могут быстро добраться до места происшествия, применяют подручные материалы: доски, палки. Фиксаторы размещают по бокам конечности, под стопу подкладывают картон, закрепляют конструкцию бинтами.

Особенности транспортировки

Особенности шинирования, перевозки больного отличаются в зависимости от вида повреждения:

  • переломы диафиза, области мыщелков следует зафиксировать пневматическим устройством, шиной Дитерихса;
  • вертельный перелом можно не закреплять шиной. Транспортировать нужно на жестких носилках. Под колени пострадавшего разместить валик из скрученного коврика, одеяла;
  • трансцервикальный перелом шейки бедра также не фиксировать повязкой. Со стороны травмы закрепить валик под согнутые ноги больного.

Перевозка больного с переломом шейки бедра должна быть в лежачем положении пострадавшего на спине. До врачебного осмотра и медицинских манипуляций самостоятельно производить механические действия в области травмы нельзя. Особенного внимания требуют пожилые люди, которым тяжесть повреждения причиняет особые страдания. Впоследствии родственники пациента получат информацию, как переворачивать больного с переломом шейки бедра в период лечения, чтоб избежать пролежней.

Правильная фиксация транспортной шиной предотвращает появление осложнений, снижает болевые ощущения, риск травматического шока.

О наложении шины Дитерихса при переломе бедра

Наложение шины при переломе голени, стопы и бедра: пошаговое руководство

При переломе голени, стопы или бедра ногу нужно зафиксировать как можно быстрее – это предотвратит смещение костей и развитие дальнейших осложнений после травмы.

Умение наложения шины на доврачебном этапе укоротит время реабилитации. Однако следует не только знать о самой иммобилизации, нужно уметь правильно накладывать шину. В противном случае можно нанести дополнительный вред окружающим мягким тканям.

Наложение фиксатора при переломе нижней конечности происходит только после остановки кровотечения и первичной обработки раны. Детальнее об оказании первой помощи, консервативном и хирургическом лечении перелома голени, голеностопа и лодыжки, читайте здесь.

Что такое шина: общие принципы фиксации

Шина – это инструмент фиксации, предназначенный для предотвращения и лечения травматических повреждений опорно‐двигательного аппарата.

Иммобилизатор при переломе может быть «профессиональным» (используется бригадой скорой помощи) и импровизированным (сооружается из подручных средств).

Главная задача наложения иммобилизатора при переломе конечности – сохранить и зафиксировать сломанные кости до поступления пострадавшего в больницу.

В медицине существует много шин, однако при переломах голени, стопы и бедра накладывают :

  1. шину Крамера;
  2. шину Дитерихса;
  3. импровизированную фиксацию.

Главные принципы наложения фиксатора и транспортной иммобилизации :

  1. Транспортируйте всегда с помощником: второй человек освободит вам руки и время на другие процедуры, например, остановку кровотечения.
  2. При переломе голени фиксируются минимум два сустава: голеностопный и коленный. В идеальном случае – три, включая бедренное сочленение.
  3. Поврежденная конечность должна быть прямой. Нога должна вытягиваться на всем протяжении. Если это невозможно – следует создать такое положение, при котором нижняя конечность повредится меньше всего.
  4. Иммобилизация должна проводится сразу после травмы.
  5. Иммобилизаторы можно накладывать поверх одежды.
  6. Если есть кровотечение – шиной нельзя закрывать кровоостанавливающий жгут.
  7. Фиксатор закрепляется мягкой тканью, которая не повредит коже.
  8. Если перелом открытый (рана, выпячивание частей кости), конечность фиксируют в том положении, в котором произошел перелом.
  9. Иммобилизатор не накладывается прямо на кожу: под части фиксатора подкладывается вата, полотенце или любая мягкая ткань.
Читать еще:  Лечебная гимнастика при переломе лучевой кости руки: упражнения

Видео инструкция: как правильно наложить шину Крамера на голень

Правила фиксации конечности при переломе голени, стопы и бедра

Пошаговая методика наложения шины Крамера при переломе бедра, голени и стопы :

  1. Положите пациента на ровную поверхность.
  2. Разрежьте или разорвите одежду на нижней конечности. Старайтесь не повредить ногу лишний раз.
  3. Осмотрите область травмы. Убедитесь в наличии перелома или вывиха.
  4. Возьмите лестничную шину (длиной 120 см) и две дополнительные (длиной 80 см). Три шины оберните ватой или марлей.
  5. Приложите лестничную шину параллельно к стопе: пометьте размер от пятки до пальцев. Эту небольшую часть шины согните на 90 0 по отношению к основной части.
  6. На основную часть шины уложите ногу так, чтобы голень лежала на доске, а стопа упиралась в изогнутую на 90 0 часть.
  7. Вторая доска укладывается на наружную внешнюю сторону голени. Третья – укладывается на внутреннюю сторону голени.
  8. Попросите помощника придержать все три части.
  9. Возьмите эластичный бинт.Сделайте несколько полных оборотов бинтом вокруг голеностопного сустава. Достаточно 3–4 тура. Затем сделайте несколько туров вокруг стопы, плавно переходя на голеностоп и постепенно перемещаясь к коленному суставу. Закрепите бинт. Пострадавший готов к иммобилизации в стационар.

На бедро шина Крамера накладывается аналогично. Только увеличивается размер изделий.

Шина Дитерихса состоит из нескольких частей : внутреннего и внешнего костыля, подставки под стопу. Фиксатор имеет дополнительные элементы: закрутки и ремешки. Длину костылей можно регулировать.

Алгоритм наложения шины Дитерихса при переломе голени :

  1. Разрезать одежду и освободить конечность от одежды. Осмотрите и убедитесь, что есть перелом.
  2. Возьмите подставку для стопы и зафиксируйте ее с помощью ремешков.
  3. Длинный костыль приложите ко внешней стороне конечности так, чтобы верхняя часть планки упиралась в подмышечную впадину. Нижнюю часть костыля пропустите через проволочную рамку подставки для стопы. Подгоните размер длинного костыля под рост пациента. Сделайте так, чтобы нижний конец выступал за стопу на 7–10 см.
  4. Верхний конец длинной планки закрепите к груди с помощью ремешков или эластичного бинта.
  5. Малую планку установите на внутреннюю поверхность голени. Нижний ее конец пропустите через ту же проволочную рамку. На нижнем конце малого костыля есть двигающаяся часть – ее нужно прикрепить к подошвенной подставке.
  6. Верхний конец малой планки закрепите к параллельному костылю ремешками. Это должно быть на уровне верхней трети бедренной кости.
  7. После закрепления основных частей убедитесь, что все ремешки прикреплены к соответствующим частям.
  8. Для дополнительной иммобилизации при переломе голени можно зафиксировать коленный сустав эластичным бинтом .
  9. Пациент готов к транспортировке.

Алгоритм наложения импровизированной шины при переломе голени, бедра :

  1. Найдите один или несколько продолговатых и твердых предмета, подходящих по размеру нижним конечностям. Это может быть доска, арматура, палки и прочные ветки, длинная ножка стула, шланг от пылесоса.
  2. Приложите предметы так, чтобы конечность была вытянутой и сохраняла физиологическое положение.
  3. Найдите эластичный бинт и обвяжите конечность. Первые несколько туров сделайте на стопе, затем постепенно переходите в сторону коленного сустава. Там же снова сделайте 3–4 тура и закрепите бинт.
  4. Если нет бинта – используйте одежду.
  5. Если нет подходящих предметов – больную конечность можно прикрепить к здоровой ноге.

Видео инструкция наложения фиксатора Дитерихса

В видео иллюстрируется процесс накладывания шины Дитерихса.

Методы наложения транспортной шины для фиксации перелома бедра до прихода скорой помощи

Правильное обездвиживание конечности после травмы существенно влияет на состояние пациента, развитие патологии. Транспортная шина для фиксации перелома бедра обеспечивает стабильное положение конечности без угрозы дополнительного смещения, повреждения соседних тканей. Важность оперативной иммобилизации связана с риском осложнений, ведущих к непоправимым последствиям.

Клиническая картина

Переломы бедра по локализации происхождения разделяются на 2 вида:

  • повреждения проксимального отдела;
  • травмы диафиза.

Переломы шейки, вертельной части бедра характерны для лиц пожилого возраста. Падения, резкие повороты становятся причиной анатомических нарушений.

Яркие симптомы свидетельствуют о травме:

  • резкая боль;
  • деформация конечности с укорочением, поворотом кнаружи;
  • «прилипшая пятка» — невозможность приподнять ногу в положении лежа;
  • ограничение двигательной активности.

Перелом диафиза возникает вследствие падения, удара. Травма фиксируется часто у спортсменов-лыжников. Значительное смещение костных отломков обусловлено сокращением прикрепленных к бедру мышц. К общим симптомам повреждения добавляется патологическая подвижность в зоне анатомического нарушения. Любые движения после получения травмы приводят к увеличению расхождения отломков, дополнительным повреждениям.

Доврачебная помощь

Транспортная шина при переломе бедра обеспечивает безопасную доставку пострадавшего в стационар. Наложение фиксатора требует определенных навыков. Если человек не готов грамотно оказать помощь, то лучше сохранить неподвижное положение пострадавшего, травмированной конечности создать покой, дождаться приезда бригады врачей. Изготовлением самодельной шины занимаются только при отсутствии скорой медицинской помощи.

Проведение доврачебных мероприятий заключается в обезболивании места травмы таблетками-анальгетиками либо внутримышечной инъекцией аналогичного препарата. Важным фактором является остановка кровотечения при открытых формах повреждения. Наложение жгута допускается не более чем на 2 часа летом, на 1 час — зимой. Края раны можно обработать антисептиком, закрыть зону поражения стерильной салфеткой, перевязать бинтом.

Транспортировка при переломе бедра осуществляется после наложения шины, обеспечивающей неподвижность всей конечности.

Иммобилизация любым видом фиксатора охватывает суставы конечности:

Врачи скорой помощи доставляют специальные шины, которые накладывают на месте происшествия, так как перевозить больного с переломом бедра можно только с установленным фиксатором в области поражения.

Иммобилизацию проводят с помощью:

  • шины Дитерихса. Конструкция состоит из раздвижных деревянных планок, подстопника. Жесткая фиксация охватывает участок от подошвы до тазобедренного сустава;
  • пневматической шины. Эффект иммобилизации достигается посредством накачанного воздуха в специальные камеры. Форма шины может видоизменяться. Не допустить сдавливания тканей помогает индивидуальный уровень закачки сжатого воздуха.

Транспортировка больного при переломе бедра без фиксирующего устройства запрещена.

При отсутствии современных средств обездвиживания применяют лестничные шины Крамера из жесткой проволоки. Моделирование позволяет осуществлять подбор по форме здоровой конечности. Недостаток устройства — в небольшой прочности.

В крайнем случае, когда врачи не могут быстро добраться до места происшествия, применяют подручные материалы: доски, палки. Фиксаторы размещают по бокам конечности, под стопу подкладывают картон, закрепляют конструкцию бинтами.

Особенности транспортировки

Особенности шинирования, перевозки больного отличаются в зависимости от вида повреждения:

  • переломы диафиза, области мыщелков следует зафиксировать пневматическим устройством, шиной Дитерихса;
  • вертельный перелом можно не закреплять шиной. Транспортировать нужно на жестких носилках. Под колени пострадавшего разместить валик из скрученного коврика, одеяла;
  • трансцервикальный перелом шейки бедра также не фиксировать повязкой. Со стороны травмы закрепить валик под согнутые ноги больного.

Перевозка больного с переломом шейки бедра должна быть в лежачем положении пострадавшего на спине. До врачебного осмотра и медицинских манипуляций самостоятельно производить механические действия в области травмы нельзя. Особенного внимания требуют пожилые люди, которым тяжесть повреждения причиняет особые страдания. Впоследствии родственники пациента получат информацию, как переворачивать больного с переломом шейки бедра в период лечения, чтоб избежать пролежней.

Правильная фиксация транспортной шиной предотвращает появление осложнений, снижает болевые ощущения, риск травматического шока.

О наложении шины Дитерихса при переломе бедра

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector